Мобильная армия


В почти сорокалетней давности советском фильме "Мертвый сезон" героя, посланного с тайной миссией за границу, командование снабдило карманными часами, представлявшими собой радиопередатчик, постоянно извещавший, где герой находится и что с ним происходит. Когда героя схватили вражеские агенты и стали пытать его в манере наших старослужащих, другой разведчик благодаря прибору об этом тут же узнал и спас товарища. При тогдашнем уровне техники мобильный брегет проходил по разряду фантастики, сегодня - быт, ничего фантастического. Тем более что к вариациям на тему брегета уже некоторое время как пришли не солдатские, а просто матери. Мобильники покупают детям (зачастую совсем малым), чтобы родители были в курсе того, где ребенок и что с ним. "Пошел, пропал, исчез - стар материнский страх", страх за сына, призванного в разложившуюся армию, тем более может диктовать сходные решения. Мобильный телефон вообще есть новый способ крайне эффективного контроля над тем, где человек и что с ним - что поняли не только родители несовершеннолетних детей, но и руководители бизнеса, требующие от подчиненных всегда держать аппарат включенным, и ревнивые супруги etc. Когда возможность держать под колпаком оказывается для того, кто под колпаком, т. е. для сына-новобранца, спасительной, очевидно, что родительское чувство ухватится за эту идею со всей мыслимой силой.
Тем более что идея солдатского телефона совпала с двумя важными статистическими переломами. С одной стороны, Россия выходит на уровень поголовной телефонизации. Число пользователей сотовой связи достигло 125,8 млн, а к концу года может достигнуть 160 млн абонентов. Очень трудно мотивировать исключение из числа пользователей этого бытового блага тех, кто, может быть, более всех других в нем нуждается. С другой стороны, судьба новобранца Сычева, похоже, оказалась той последней каплей, после которой плотину рвет. Соцопросы отмечают и существенное уменьшение сторонников призыва, и - что еще более важно - дедовщина называется главной опасностью, ожидающей солдата на службе. Люди больше - причем в несколько раз больше - боятся дембельского кулака, чем вражеской пули. Когда ощущение угрозы чрезвычайно велико, а техническое средство, могущее при такой угрозе помочь, сегодня у каждого в кармане - идея насчет солдатского мобильника не могла не родиться.
Но неизбежная идея поражает своей безнадежной усталостью. Замысел снабдить новобранцев брегетом из "Мертвого сезона" абсолютно понятен по-человечески - что здесь можно возразить? Только одно - что общество в целом (а это уже далеко не только организация матерей с "Новой газетой", это почти все общество) мыслит исключительно в категориях обороны юношей от того, что творится в армии. В теории молодые люди призываются на службу в видах защиты отечества. На практике общество (т. е. то самое отечество) рассматривает их лишь как объект защиты, о том, что они - защитники родины, не думает уже никто. Да и куда такое думать на фоне армейских вестей. Мобильный замысел - один из признаков того, что армия рассматривается как стихийное бедствие - и только как стихийное бедствие, - от которого надлежит защищаться всеми подручными средствами. Возбранять попытки спасения - у кого сегодня язык повернется? Дожили.