Дерньер-министр


Премьера отправляют в отставку президентским решением, и Кудрин, вероятно, имел в виду, что он еще недостаточно усовершенствовался в волшебствах, чтобы проникнуть в мысли президента - дозрел тот или не дозрел. Но не нужно никакого волшебства, чтобы знать о такой ничуть не эзотерической вещи, как министерская солидарность. Она заключается в том, что министр кабинета в одном лишь единственном случае может на публике объявлять политику кабинета неправильной и порожденной слабоволием. Этот случай называется заявлением об отставке в знак несогласия с неверной политикой. Это не говоря о том, что для действующего министра публичный разговор о судьбе действующего премьера (как бы он к нему ни относился) с использованием двусмысленных шуток есть крайний моветон.
В смысле неприличия А.Л. Кудрин вдруг легко и непринужденно превзошел б. советника по экономике А.Н. Илларионова. Во-первых, советник имел устойчивую репутацию божьего человека, тогда как А.Л. Кудрин таким частично извиняющим реноме сроду не обладал. Во-вторых, нормы взаимоотношений внутри кремлевской администрации внятно не прописаны, на что и указывали апологеты Илларионова, считавшие советника чем-то вроде народного трибуна, который не только вправе, но и обязан смело уличать патрона. Министр финансов в образе народного трибуна, отважно пренебрегающий всеми надуманными условностями, - такого слышать пока не доводилось.
Тем не менее поскольку защитники Илларионова исходили не из процедурных, но из содержательных соображений (поскольку критика, исходящая из уст советника, справедлива, никакие соображения солидарности во внимание не должны приниматься - цель оправдывает средства), то скорее всего и антиинфляционный пафос Кудрина экономически либеральная аудитория сочтет достаточным основанием для того, чтобы с ходу отвергать любые доводы насчет министерской солидарности. Тем более - с М.Е. Фрадковым. Правильные идейные принципы выше процедурных мелочей и даже простых приличий. Неправильные принципы - совсем другое дело.
Бороться с инфляцией, не щадя крови и самой жизни, - занятие похвальное, однако из раза в раз мы видим, что эта боротьба предполагает использование политических инструментов самого простодушного свойства. Отрицается какая бы то ни было служебная этика, а равно и солидарность внутри властных институтов, вообще-то говоря, необходимая для их слаженной работы, причем необходимая даже и в самых либеральных демократиях. Такому негодному корпоративизму противополагается правильное "Я дать совет царю имею право! // Я камергер!". У них, неправильных, - министерская солидарность, у нас, правильных, - право на отдельную аудиенцию у Высочайшего Лица, и пусть премьер знает свое место.
Когда доступ к телу оказывается более важен, чем регулярная работа правительственной корпорации, возможно, посредством доступа удастся доносить важные и ценные идеи, но простейшая точность предписывает в этом случае отказаться от термина "премьер-министр". Все же так принято было называть первого слугу правителя, а право отдельных докладов (и публичное поведение правообладателей) склоняют к мысли, что перед нами хорошо еще если секунд-министр, а то как бы в соответствии с нашим обычаем называть главу кабинета по-французски не пришлось бы его именовать дерньер-министром.
А ведь и поименуют: жил бы Стабфонд родимый, и нету других забот.
-----------------------------------------
*Последний министр - фр. ("Известия")