Немного экономического материализма


Американский начальник, сколь бы он ни был величав, - фигура все равно преходящая. Между тем и прежде, когда этого начальника еще не было, и потом, когда этого начальника не станет, сохраняла и сохранит силу фундаментальная норма торговых сношений. Суть ее в том, что исходный продавец и конечный покупатель заинтересованы в минимизации промежуточных издержек, а стоящая между ними транзитная инстанция заинтересована в максимизации своих доходов. Желание торговать безданно, беспошлинно и желание, оседлав торговый путь, собрать с него как можно больше дани находились в непримиримом противоречии с момента, как люди занялись торговлей, и противоречие сохранится, доколе люди будут торговать. Считать данное противоречие единственным движущим мотивом истории было бы, конечно, неверно, но все же одних Великих географических открытий XV-XVI вв., изначально основанных на недовольстве условиями магометанско-венецианского транзита и желании найти обходные пути в Индию, хватило бы в качестве примера того, что против закономерности не попрешь.
Сходным образом и политика России почти весь XVIII в. строилась на желании обрести выход к морям, избавившись от обременительных условий транзита. Хотя по нынешней логике Московия вполне могла бы пользоваться шведским транзитом для вывоза своих товаров через Балтийское море и крымско-турецким транзитом - для черноморской торговли хлебом. И прекрасно бы жила в закупоренном состоянии - можно было бы даже представить расчеты, доказывающие, что издержки от Северной войны (1700-1721 гг.) были существенно выше, чем вся возможная оплата шведского транзита за этот же период.
В том и особенность новых политических учений, что традиционные представления о национальных интересах - выход к морям, борьба за торговые пути etc. - объявляются устаревшими и более не актуальными. За исключением, естественно, тех случаев, когда это наши интересы, которые всегда будут актуальны, а кто скажет чего поперек, того мы приложим всей мощью демократии. Для экспорта же звучит радостное "Довольно жить законом, данным Адамом и Евой!". Клячу истории загнали до того финального состояния, предписанного Ф. Фукуямой, когда конфликты торговых интересов, естественным образом проецирующиеся и на политику, более не существуют.
Здесь, правда, есть та тонкость, что если национальных интересов, предписывающих оптимизацию торговых путей, нет ни для исходного продавца, ни для конечного потребителя, то логично предположить, что у транзитных территорий таких интересов тоже нет, и если условия и пути торговли меняются, то нервничать совершенно незачем. В противном случае выходит удивительная односторонность. Интересы того, кто в данный момент в результате преходящей игры исторических обстоятельств оседлал торговый путь, священны и неприкосновенны, все прочие со своими интересами - перебьются.
Если таковы правила мировой экономики, трудно ожидать, чтобы столь очевидно несправедливые правила обладали сколь-нибудь долговременной устойчивостью. Хозяйственные и торговые интересы держав, как показывает вся всемирная история, способны изменять правила торговли, противоречащие интересам этих держав. Конечно, есть то желательное правило, что в отстаивании торговых интересов лучше не доводить дело до настоящей войны, ограничиваясь более мирными средствами, - но это правило Россией никак и не было нарушено. Чего не всегда скажешь о другой державе, так увлеченно взявшейся предписывать правила.