Дед Мороз и вредители


С другой стороны, сегодняшние россияне отличаются чрезвычайной тягой к культуре, выражая это в своих электоральных пристрастиях: "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к бюллетеню", - причем отнюдь не ради того, чтобы прокатить мастера культуры на вороных, а совсем наоборот - чтобы немедля отдать ему свой голос. Здесь наблюдается похвальное единение сословий. В ходе съезда членов палаты демократ и адвокат Г.М. Резник при виде экипажа А.Б. Пугачевой сердечно отмечал: "Алла Борисовна - это национальное достояние. Она украшает палату", - и с Генри Марковичем полностью солидарны широчайшие народные массы. Согласно данным ВЦИОМа, попросившего россиян назвать любимого россиянина, украшение Общественной палаты занимает второе место в общем зачете, следуя сразу за В.В. Путиным (правда, в компании столь же любимых В.В. Жириновского и С.К. Шойгу), в неполитическом же зачете она и вовсе лидирует. Существенно, однако, что граждане даже и в общем зачете продемонстрировали свою высочайшую культурность. Из 16 названных любимых россиян 8 - мастера культуры (Пугачева, Галкин, Петросян, Басков etc.), а в неполитическом зачете звезды телеящика (те же и Безруков, Ротару, Газманов, Малахов etc.) составляют 17 из общего числа 19 любимых россиян. Если выборка ВЦИОМа была репрезентативной, то нашим согражданам воздастся по вере их, причем не когда-то, а в ближайшие две недели, когда отмеченные гражданами любимые россияне не будут вылезать из ящика круглые сутки. В видах научного интереса можно было бы повторить опрос где-нибудь 15 января - после шокового телепоказа Пугачевой, Галкина, Петросяна etc., когда всех телезрителей дружно стошнит от богатства культуры.
На фоне любимых россиянами мастеров культуры, чья творческая манера несколько однообразна, выгодно выделяется все тот же Ю.М. Лужков, идущий нога в ногу с современным искусством. Сперва мэр г. Москвы устроил встречу Деда Мороза, где в качестве вредителей фигурировали компьютерно грамотные Баба-Яга и кот Мегабайт, - вероятно, сказалось увлечение Ю.М. Лужкова законодательным регулированием интернета. Хотя, конечно, при встрече следующего, 2007 года вместо несообразного кота Мегабайта (что, собственно, дурного в мегабайте как таковом? - дурного в нем примерно столько же, сколько в километре) в качестве зловредного пособника Бабы-Яги лучше будет смотреться Билгейц-Масдай, которого Ю.М. Лужков с Дедом Морозом будут разоблачать и чем-нибудь крупно-твердым побивать, после чего рейтинг главы города зашкалит за 150%.
Не довольствуясь внедрением computer science в традиционную мифологию, Ю.М. Лужков затем продвинулся в концептуализме еще далее, обрядив памятник Юрию Долгорукому в зипун Санта-Клауса. Как сообщили в столичном комитете рекламы, информации и оформления города, концептуальная идея родилась у мэра еще полтора месяца назад, а затем комитет пребывал в непростых раздумьях о том, кого нарядить в зипун - Долгорукого или А.С. Пушкина.
Проблема действительно была непростая, однако странно ограничивать цель стремлений. Если художественное решение заключается в колоссальном размахе, то можно было бы нарядить Санта-Клаусом церетелина петроколумба, что было бы не менее впечатляющей акцией, чем учиненная несколько лет назад упаковка рейхстага. Но самую смелую художественную акцию удалось бы провести, когда бы исполнилось пожелание, высказанное Ю.М. Лужковым в 2002 г., когда мэр некоторое время желал восстановить на Лубянке памятник Дзержинскому. Образ Железного Феликса в красной до пят шубе заслужил бы главе правительства г. Москвы звание мэтра современного искусства, а М.А. Гельман, О.В. Кулик и другие таланты нашего времени пачками присылали бы мэру свои портреты с типовой надписью "Победителю-ученику от побежденного учителя".
Но первенство не вечно, и весной будущего года концептуалист Ю.М. Лужков скорее всего вынужден будет подарить В.Г. Якеменко свой портрет с типовой надписью. Комиссар движения "Наши" загодя объявил, что в видах преодоления расовой дискриминации 26 марта привезет в Москву 100 тыс. человек, включая даже и природных негров из знойной Африки, которые "перекрасят лица в черно-белые цвета и переоденутся в национальные одежды других стран... С утра люди будут превращаться в другие народы, а когда уже невозможно будет определить, кто есть кто, начнется грандиозное шествие".
Само желание преодолеть все виды дискриминации посредством полного взаимопревращения, когда невозможно понять, кто есть кто, вероятно, родилось у В.Г. Якеменко то ли от изучения эпохи императора Гелиогабала, который страстно любил такие шествия и при этом был совершенно чужд дискриминации, то ли от поездок в Берлин на Love parade (покуда это дело не прикрыли по причине дефицита в городской казне, но, впрочем, В.Г. Якеменко проблемы дефицита не страшны). Эстетика Рима времени упадка - живой учебник толерантности, сложность лишь в том, что нынешнее кремлевское руководство чрезвычайно крепко в благочестии, а 26 марта 2006 г. приходится на Крестопоклонную неделю Великого Поста. Если Якеменко имеет в виду, что "когда уже невозможно будет определить, кто есть кто, начнется грандиозное шествие" с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко", это будет такая силища постмодернизма, перед которой померкнет и железный Дед-Феликс.