Дембельский аккорд


В этом смысле буря даже не в стакане, а в пробирке воды, развернувшаяся на довыборах в Думу по 201-му округу г. Москвы, показательна, ибо позволяет проследить, как эволюционирует тактика и идеология демократов. Выдвижение В.А. Шендеровича было анонсировано в том духе, что это есть наш последний и решительный бой, на что никто из демократических лидеров не возражал. Когда молчит тот, кто должен говорить, тем самым он соглашается. В свете этого молчаливого согласия далее начинается нечто совершенно новое в демократической практике.
После выдвижения началось поливание кандидата, что для демократии вещь обыденная, хоть и неприятная, - всяк ищет, за что зацепить. Для зацепки была избрана давняя история с тем, как у сатирика прорвало кран и он затопил квартиру живущих внизу пенсионеров. Ужасного в такой зацепке ничего нет, поскольку тут возможен достойный и всех удовлетворяющий ответ: "Раз кран прорвало, то я виноват, сожалею и, сознавая свою ответственность, выплатил адекватную компенсацию". Такое с каждым может случиться (а со многими и случалось), любой минимально объективный человек поймет и не будет цепляться дальше. Конечно, и тут может найтись ожесточенный противник, который заявит, что по указанию мировой закулисы сатирик намеренно открыл говнокингстоны, чтобы утопить русских старушек - но мы не берем в расчет клинические проявления. Но, вместо того чтобы исчерпать тему достойным объяснением (что, наверное, сделал бы хоть коммунист, хоть рогозинец, хоть яблочник - предмет ведь совершенно внеидеологический), последний демократ заявил другое: "Денежки, данные мною на ремонт после первого потопа, пострадавшие пропили, ничего у себя не отремонтировав".
Если моя задача в том, чтобы в ответ на обвинения представить свое поведение в достойном свете и тем самым закрыть тему, достаточно указать на то, что я загладил свою невольную вину, а как там дальше вели себя потерпевшие - это совершенно не мое дело. Если моя задача в том, чтобы лишний раз выразить свое отношение к русскому быдлу - далее следовала реприза "Я слышал, что евреи спаивают русский народ", - тогда можно развивать тему далее, вместо того чтобы культурно ее закрыть. Первая модель поведения естественна для того, кто хочет снискать расположение избирателей и стать депутатом. Вторая - для того, кто хочет любой ценой и по любому поводу самовыразиться насчет быдла, а депутатство не столь важно. В ту же логику ложилась и реприза насчет интернет-опытов кандидата - "Сходил в народ - теперь отмываюсь".
На самом деле перед нами колоссальный идеологический сдвиг. Можно много всего сказать про демократов предшествующего периода, про то, сколько они глупостей наделали, про безумную телерекламу СПС на выборах 2003 г. etc., но никто из них в самом страшном сне не мог бы прилюдно произнести фразу про то, как "сходил в народ". Просто потому, что вся демократия покоится на принципе "власть исходит от народа", а если после общения с народом надо отмываться, то как можно домогаться мандата от столь смрадного народа.
Давно прошел тот этап, когда мы надеялись, что демократы найдут в себе силы гармонически соединить идеалы России и свободы, либерализма и государственничества. На следующем этапе перед нами выступали люди, к этому явно неспособные, но хотя бы не злобные и не брызжущие ненавистью к народу, интересы которого они собираются представлять. Третий и последний этап не содержит в себе ничего, кроме злобы к этому народу и желания погромче хлопнуть дверью. Между тем не последний день живем. Рано или поздно маятник пойдет в другую сторону, либеральное направление снова будет востребовано, но память о дембельском аккорде в 201-м округе долго будет отравлять жизнь грядущим новым демократам.