Кривая линия


И.Е. Малашенко можно было укорить лишь в том, что изысканный эстет и arbiter elegantiarum не должен был отдавать указания на фене и уж тем более не должен был допускать трансляции внутренней фени в публичном эфире, но, если отвлечься от стилистического диссонанса, гендиректор НТВ лишь призвал работников делать то, что во время "прямой линии" делают все СМИ. Всякий человек, когда-либо работавший с письмами трудящихся или принимавший в качестве режиссера поток еще неотфильтрованного базара, знает, что без отбора выйдет, натурально, черт знает что. Именно поэтому все "прямые линии" на самом деле весьма и весьма кривые, причем безотносительно к идеологии тех, кто эти линии устраивает. Разница не в идеологии, а в технологии. Когда фильтрацию базара поручают культурным радиотелевизионным режиссерам, число накладок минимально, "прямая линия" выглядит естественно и органично. В случае же с "прямыми линиями" В.В. Путина дело сложнее, поскольку на стогнах огромной страны устраиваются выносные студии, откуда подданные несут свои заботы президенту. В этом случае вместо опытных медийных работников ректификацией и дистилляцией занимаются представители власти на местах (на всю страну режиссеров не напасешься), а как местные власти умеют фильтровать - объяснять не надо. То свободный народный глас на закрытом для публики военном аэродроме, то правозащитный пенсионер, в своем рвении смело обличать получивший по зубам. Таковы следствия медийной гигантомании.
Но совсем пугающим выглядит разочарование в "прямой линии" таких страстных некогда поклонников В.В. Путина, как евразийский философ А.Г. Дугин, назвавший разговор президента со страной "чисто популистской акцией, призванной удержать падающий рейтинг главы государства", и даже "социальной демагогией", поскольку "Путин уже сказал все правильные слова, но сделал очень мало правильных дел". Дежурно-брюзгливые речи, которые скорее Г.А. Зюганову с И.М. Хакамадой впору, особенно удручают на фоне речей философа о том же предмете, произнесенных менее двух лет назад, в декабре 2003 года: "Президент является существом иного онтологического и антропологического статуса, которое подлежит дешифровке и интерпретации. Мы стоим перед проблемой герменевтики Путина. Он говорит вещи, близкие к абсолютному дискурсу. Он новый дух народа. Сегодня Путин - социально-политический демиург. Я сейчас просто наслаждаюсь дискурсом Владимира Владимировича Путина". К несчастью, все наслаждения быстротечны, и герменевтическая эволюция евразийского философа - лишняя иллюстрация к умудренно-скептическому "Мы в юности влюбляемся и алчем // Утех любви, но только утолив // Сердечный глад мгновенным обладаньем, // Уж, охладев, скучаем и томимся".
Пример А.Г. Дугина напомнил ведущему "Эха Москвы" М.Ю. Ганапольскому, что все наслаждения юности преходящи - и нужно пить чашу радости, покуда молод. Поэтому ведущий отправился в Киев, где испытал от общения с Ю.В. Тимошенко сладостные чувства, подобные тем, что переполняли А.Г. Дугина два года назад. Ю.В. Тимошенко не обманула страстного ведущего, рассказав ему о жестоких надругательствах, которые она претерпела от злых людей: "Вот моя рука, ради Украины, ради того, чтобы дать это будущее, которое мы обещали, но моя рука повисла в воздухе, ее полили серной кислотой, горячей смолой, поставили на нее клеймо, после этого (..) обваляли в перьях и укусили".
На первый взгляд, Ю.В. Тимошенко не следовало бы делать такого акцента на повреждениях, которым подверглась ее рука. Не только потому, что серной кислотой обыкновенно поливают не руку, в смоле и перьях вываливают не одну руку, но целиком etc., но еще и по той причине, что зацикленность на теме руки слишком восходит к классическому тексту: "На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу - лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанной рукой". Однако Ю.В. Тимошенко не побоялась очевидных аллюзий из украинской демонологии, поскольку ее более вдохновляла сцена из "Трех мушкетеров", когда миледи Винтер своим рассказом о том, как ее плечо (отсюда и тема руки) злодейски заклеймил цветком лилии герцог Бэкингем, а равно и вдохновенным пением "Бросьте жертву в пасть Ваала, // Киньте мученицу львам, // Отомстит Всевышний вам, // Я из бездн к Нему воззвала" совершенно очаровала приставленного ее сторожить лейтенанта Фельтона, и тот зарезал Бэкингема. Теперь начальнику М.Ю. Ганапольского А.А. Венедиктову нужно бдительно следить, чтобы под воздействием чар Ю.В. Тимошенко ведущий Матвей Фельтон тоже кого-нибудь не зарезал.
Хотя зарезывание (точнее: нарезывание) обидчиков Ю.В. Тимошенко может быть не буквальным, а символическим. Возле Львовского ОВД была проведена манифестация, участники которой раскритиковали установленный у стен ОВД памятник Георгию Победоносцу: "Нужно конкретно разъяснить образы этого монументального сюжета. К примеру, по нашему мнению, змей - это Юрий Луценко, конь - это, конечно, народ. На роль Георгия Победоносца мы предлагаем Юлию Тимошенко, которая убьет Луценко, конечно, политически".
Удовлетворить львовское юношество проще простого. Берется памятник с Поклонной горы, змею, посредством копья обращенному в колбасную нарезку, приделывается голова украинского министра ВД Ю.В. Луценко, св. Георгию на голову присобачивается руль, на расположенной рядом ст. "Киевская-Сортировочная" изделие грузится на платформу и транспортируется во Львов. Москвичи, львовяне, Ю.В. Тимошенко, З.К. Церетели, Ю.В. Луценко - все довольны без памяти, русско-украинская дружба торжествует.