Обыкновенная революция


Но сохранение важного слова связано с рядом неудобств. Идея, что нет никакой революционной классики, а происходящее в Киеве - не более чем аналог ельцинских рокировочек второй половины 90-х, т. е. просто грязная борьба олигархических групп (что, впрочем, гораздо лучше нынешней управляемой демократии), грешит очень большими натяжками. Не говоря о том, что рокировочки тогда рассматривались обществом не как норма, а как тяжелая кризисная патология - путинская управляемая демократия в немалой степени явилась реакцией на эту патологию, - сравнение некорректно еще и потому, что Ельцин обладал таким объемом реальной власти, который позволял ему рокировать несравнимо более слабые фигуры. Единственной фигурой того времени, сколь-нибудь сравнимой по весу с президентом, был последефолтный премьер Е.М. Примаков - но и его сняли без последствий. На Украине картина совершенно иная, поскольку еще большой вопрос, какая фигура более весома: Ющенко или Тимошенко. И опять же ельцинские рокировочки никак не предполагали снятия всех-всех-всех, а в Киеве случилось именно это.
Если уж искать российские аналогии, их легко найти не в конце, а в начале 90-х, когда в триумвирате августовских победителей - Ельцин, Руцкой, Хасбулатов - с тем, кто одолеет, было отнюдь не все ясно, да и одоление далось ценой танковой канонады. Это действительно была революционная классика, порожденная тем обстоятельством, что революция есть действие коллективное - "разом нас богато". Богато не в смысле числа собравшихся на Майдане или у Белого дома, а богато в смысле вождей и организаторов революции, которые в момент ниспровержения прежней власти выступают как равные меж собой соратники. С падением прежней - злочинной влады немедленно возникает вопрос, кто будет первым в новой - доброчинной владе. Поскольку же низвержение прежнего тирана показало эффективность революционного действия, не стесненного лишними формальностями, а также безусловную оправданность такого действия, то что же препятствует подвергнуть такому же действию бывшего соратника, на поверку оказавшегося столь же злейшим тираном (если не реальным, то потенциальным)? Такое действие полностью укладывается в революционную логику - если можно отрубить голову изменнику Луи Капету, то чем Жорж Дантон лучше? Если коррумпированного Кучму геть, то почему нельзя геть коррумпированного Ющенко (Тимошенко, Порошенко etc.)? Единственная проблема лишь в удобоисполнимости - и отрубание головы, и всенародное геть надо технически подготовить, но никаких запретов, установленных законом и обычаем, на это нет. Потому что законы и обычаи - новые, революционные.
Из понимания того, что взаимоуничтожение победителей неизбежно, даже и не обязательно следует безусловное отвержение всякой революции. В принципе можно представить столь ужасную тиранию, что все следующее за ее свержением окажется меньшим злом (хотя в подавляющем числе случаев оказывается отнюдь не меньшим). Другой, конечно, вопрос, можно ли считать Людовика XVI или того же Кучму столь ужасными тиранами, чтобы ради их свержения подвергать себя всем удовольствиям революционного цикла.
Признать Украину революционной страной со всеми отсюда вытекающими необходимо хотя бы для того, чтобы на примере соседа охлажденно прокалькулировать, стоит ли игра свеч.