Пограничный инцидент


Скромность конечно же всегда украшает, но речь идет не столько о том, чтобы качать права - "Смирися, гордый человек!", сколько о свойствах нашей пограничной стражи, входящей в состав ФСБ и eo ipso долженствующей показывать деловые и политические качества отечественного чекизма. Тема сегодня вполне актуальная. Общий беспорядок в "Шереметьево" может быть объяснен важными рыночными причинами: различные хозяйствующие кланы второй десяток лет не могут договориться, кому этот кусок достанется, и в итоге он не достается никому. Но деятельность пограничной стражи не имеет касательства к спорам хозяйствующих субъектов. Это сугубо государственная функция, для пристойного исполнения которой нужны всего лишь две вещи: элементарные спецслужбистские навыки, единые для всех погранслужб, - и финансирование.
Одно дело - сетовать на неуспешность служб в борьбе с террором. Тут всегда можно возразить, что тайная война есть дело сложное, да и не обо всем можно рассказать. Но производство пасс-контроля - не столько тайная война, сколько организаторская рутина. Число переходящих границу примерно известно, набор мер, применяемых в нештатных ситуациях (резкое возрастание потока), также известен. Еще в советские времена милиционеры умели структурировать большие очереди, ставя заграждения. Практика общемировая, и если отечественный чекизм не способен даже на это простейшее достижение полицейской мысли, на что он тогда вообще способен?
Если же в казне нет денег на сколь-нибудь пристойное обеспечение работы главного пограничного перехода, т. е. парадного подъезда РФ, через который и иностранцы входят, и всю мощь отечественного чекизма наблюдают, тогда наш чекизм вовсе лишен идеологии. Госграница в бардаке - это символ державы. Причем символ вовсе не зловеще-тоталитарный (чего, возможно, кому-то и хотелось бы). Это не советский пограничник со взглядом удава. Это одуревший от беспорядка бестолковый страж, на которого орут нехорошими словами одуревшие граждане, а он в ответ бессмысленно блеет. Если у людей, зараженных идеей государственности, не хватает ни ума - чтобы понять мощь такого символа, ни денег - чтобы этот символ привести в порядок, не очень понятно, чего у них тогда вообще хватает.