И бюрократизм на что-нибудь сгодится


Неприятных побочных эффектов будет много, например, необходимость перестраиваться из крайнего правого в крайний левый ряд через двенадцать полос плотного движения - сейчас пока попробовать невозможно, можно лишь мысленно представить. Но главная странность идеи понятна каждому, кто когда-либо видел часовой циферблат. Сейчас тот, кому нужно доехать от деления "XI" до деления "XII", должен преодолеть 1/12 окружности Садового кольца. В случае одностороннего движения, чтобы доехать от 11 до 12 (или от 12 до 11 - в зависимости от того, в какую сторону закрутят) ездоку надо будет преодолеть 11/12 окружности, то есть количество лишних прогонов чрезвычайно вырастет (с соответствующим увеличением трафика, выхлопами etc). Положение ездоков (ну и города, естественно, который и так уже задыхается от транспортного паралича) станет практически безвыходным, потому что обходных путей, позволяющих ради отрезка в 1/12 не крутиться по 11/12 окружности, почти не наблюдается, а если такие пути и есть, то ринувшиеся на них в объезд их тут же окончательно закупорят. Конечно, если относиться к проблемам столичного движения по принципу "лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас", Einbahn-обострение имеет смысл, если же подход не столь трагически радикален, то смысл найти трудно.
Понятна и причина регулярных обострений. Дело в непонимании того, что такое масштаб. Городское планирование имеет дело с реальными пространствами и расстояниями, и то, что может выглядеть (и даже действовать) в 10-метровом масштабе, совсем по-другому работает в масштабе километровом. Идея закрутить в одном направлении Садовое кольцо (почему, кстати, не МКАД?- там тоже пробки) - это попытка применить к весьма большой окружности схему площади с круговым движением - какой-нибудь парижской Пляс Этуаль, куда вливается двенадцать немаленьких авеню и все величаво крутится. То обстоятельство, что диаметр Пляс Этуаль - 400 метров, а Садового кольца - 10 километров и, следственно, раз прокрутиться вокруг Триумфальной арки - это одно, а по всему Садовому - другое, в расчет не берется, потому что о реальном масштабе автор не думает.
Конечно, из того же источника исходило немало и других чудных идей, но Einbahn-обострение интересно тем, что оно уже лет десять, как идейно оформлено, возникает регулярно, причем с обещаниями немедленно закрутить, после чего все стихает вплоть до следующего обострения. Что особенно странно, поскольку, в отличие от иных богатых замыслов, односторонняя закрутка технически очень легко реализуема. Достаточно развесить предписывающие и запретительные знаки, новые указатели - и вперед. Тем не менее все десять лет Москва ездит по-старому, и слово властного Ю.М. Лужкова остается бессильным - какой-то фатальный механизм торможения, причем, возможно, механизм спасет Москву и на этот раз.
В принципе-то причины торможения просматриваются. В ведомствах, которых это касается, есть и сведущие специалисты, порой даже с важными должностями, которым вся, мягко говоря, непродуманность идеи очевидна. Но из опыта мы знаем, что глубокое непонимание начальственной идеи еще отнюдь не является достаточным условием для того, чтобы ее благополучно заволокитить. Ведь в случае даже самой нелепой барской причуды обыкновенно срабатывает правило "кому война, а кому мать родна". Кому причуда, а кому - освоение средств. Или новый источник мзды.
Вероятно, молчаливый саботаж чиновников, которые в данном случае выступают в похвальном гражданском единстве с рядовыми обывателями, объясняется тем, что чрезвычайная дезорганизация (от которой в первую очередь пострадают рядовые ездоки, но ведь и у ГИБДД, и у транспортников тоже голова будет сильно болеть) тут ожидается, тогда как ни мзды, ни освоения в перспективе не видно.
А как только их не видно, крапивное семя тут же способно проявлять вполне здравый смысл, без лишнего шума гася замыслы начальства. Случай с Einbahn-обострением, конечно, уникальный - очень редко бывает так, чтобы ни мзды, ни освоения, а только никому не нужное самодурство, - а значит, надо шире пропагандировать ценный эксперимент. Уменьшите возможность взимания мзды - и вы сами поразитесь, сколько ума и ответственности в нашей бюрократии.