Отчего депутаты такие бессмысленные


Единственное приходящее в голову объяснение - Кремль недоволен тем, что к его инициативам относятся лояльно, но при этом без какой бы то ни было гражданственности - "Наше дело телячье". Каковое недовольство скорее всего свидетельствует об искреннем желании добра. Если бы, как уверяет непримиримая оппозиция, все сводилось к одним тираническим устремлениям, телячье отношение к таковым власти было бы только выгодно. Если же власть в самом деле стремится построить нечто светлое, чистое и при этом еще и работающее, тогда, конечно, от безразличия лукавых рабов мало проку. Желание наконец-то зажечь сердца сограждан понятно, однако и жар убеждения, и авторитет первого лица суть факторы весьма важные, но все же дополнительные, а необходимым и первичным все-таки является исходный смысл преобразований. Если он остается непонятен, самые пылкие убеждения пропадут втуне.
Смысл же, к несчастью, по-прежнему буксует. Доводы в защиту чисто пропорциональной системы отличаются логическими зияниями. Из безусловно правильной посылки - "Нужно, чтобы все, кто хочет заниматься политической деятельностью в стране, делали это не как-то закулисно (...), а проводили бы ее через легальные политические объединения, через политические партии" - делается заключение: "Чтобы все, кто хочет заниматься политикой, избирались по партийным спискам". Каким образом из пожелания открытости и прозрачности политической деятельности выводится объявление чисто пропорциональной системы единственно возможной, понять трудно. Следует ли из этого, что в Англии и США с их сугубой мажоритарностью ни о какой легальности и прозрачности политиков говорить невозможно? То же зияние и в другом доводе - депутат- одномандатник "ничего не может решить в одиночку" и, "для того чтобы провести ту или иную идею, должен обязательно примкнуть в парламенте к какой-то политической или партийной группе". Ergo, "пускай сразу скажет, к какой политической группе и к какой партии он примкнет до того, как его изберут". Вообще-то о политической принадлежности кандидата граждане могут спросить на предвыборном собрании, и для такого вопроса не обязательно ломать всю избирательную систему об колено. Но главное - это непонимание разницы между одномандатниками и независимыми (политически неопределившимися) депутатами. При том что в британской Палате общин все одномандатники, много ли там независимых?
Можно, конечно, возразить, что ссылками на англосаксонские обычаи все сыты по горло, а нам бы по одежке протягивать ножки - "Что нужно Лондону, то рано для Москвы". Возможно, и так, но ведь и отечественный опыт знает примеры превосходной политической открытости. В 1990 г. на чисто мажоритарных выборах народных депутатов РСФСР кандидаты совершенно явно определялись - кто с коммунистами, кто с "Демократической Россией". В точности по сегодняшним заветам президента РФ.
Причина же того, что в одних случаях люди внятно определяются, а в других случаях их к тому и палкой не принудишь, не имеет прямого отношения к типу избирательной системы, а связана с другим - с объемом полномочий. Не только у Палаты общин, но и у Верховных советов горбачевского призыва этот объем был весьма велик, и в борьбе за публичную власть люди охотно самоопределялись, потому что это помогало в борьбе. Когда власти нет, от самоопределения одна морока, куда лучше на своей частной делянке заниматься аморфным лоббизмом - и никакая реформа избирательной системы тут не поможет. Пустоту можно упаковывать как угодно, но она пустотой и останется - отчего и произнесенная президентом РФ апология новомодной упаковки оказалась недостаточно убедительной.