Агитаторы и пропагаторы


Прошли годы, настали новые реформы, однако былой обычай оставлять публику в крайнем недоумении сохранился во всей первозданной чистоте, из чего можно сделать вывод, что этот грех преобразований начала 90-х грехом совсем не считается и "гав-гав-гаву" не подлежит.
Когда президент ФЭП Г.О. Павловский сообщает, что идея насчет пропорциональной системы "уже довольно давно обсуждается в нашем политическом сообществе, и исходила она не из официальных кругов, а из кругов экспертных и, скорее, оппозиционных", надобно указать, что разъяснение принципов реформы и грубая манипуляция истиной - вещи не тождественные. В данной идее никто не видел особой надобности до тех пор, покуда весной с.г. т. Вешняков А.А. не запустил пробный шар. По своему разумению или по указанию свыше - мы не знаем. Тогда же и последовала вполне отрицательная реакция экспертных кругов. Причем реакция была не политически мотивированной, но именно что сугубо экспертной. Любой человек, минимально интересовавшийся данным вопросом, знает, что чисто пропорциональная система еще худо-бедно работает в небольших странах типа Нидерландов (впрочем - стоит и послушать, в каких выражениях израильтяне поминают свою пропорционалку). В странах же больших и к тому же кризисных, как Веймарская Германия или же послевоенная Франция, пропорциональная система привела к чрезвычайной нестабильности партийно-политической системы и в итоге - к падению режимов. Опять же в политической науке есть классические труды, на пальцах объясняющие, что при своей видимой завлекательности пропорциональная система приводит к застойной фрагментации политического спектра и "тирании малых партий", когда в разношерстных (а других при пропорционалке не бывает) коалициях хвост виляет собакой. Обладая этим минимальным знанием, эксперты вполне единодушно раскритиковали начинание т. Вешнякова А.А., и столь смело облыгать их - не самый удачный способ изъяснения глубоких смыслов реформы. Что же до сообщения Г.О. Павловского, что "система независимых депутатов ... являлась основным окном для коррупции политической системы" - вот где была первопричина всеобщего разврата, - нет уверенности, что сентенции типа "если в кране нет воды..." так помогают становлению гражданского общества, о чем неустанно радеет президент ФЭП.
Другой апологет реформы - адвокат А.Г. Кучерена преуспел не более. Адвокат справедливо обличил ложь буржуазной демократии, отметив, что "губернатор, как правило, начинает активно заботиться о людях только перед выборами; в это время он может обещать все что угодно, но стоит ему прийти к власти, все обещания забываются". Оспорить невозможно, тем более что это относится не только к губернаторам, но и вообще ко всем всенародно избранным. Проблема лишь в том, что несомненные пороки буржуазной демократии не являются автоматическим доказательством достоинств других политических систем. Из того, что демагог не заботится о людях, не обязательно следует, что назначенный чиновник будет образцом отеческой заботы. М.М. Сперанский называл региональное управление Сибирью "дном беззакония" не потому, что сибиряки всенародно избирали своих губернаторов. Безусловно, est modus in rebus, и В.В. Путин может вручать новоназначенным губернаторам по носовому платку, чтобы они утирали слезы вдов и сирот, неустанно заботясь таким образом о людях ( хотя, собственно, что мешало вручать платки всенародно избранным - текстильная промышленность не надломилась бы). Совершенно справедливое обличение всенародно избранных всегда имеет ту слабину, что список упреков - "ленивы, алчны и перед престолом криводушны" - можно с полным правом переадресовать и всенародно неизбранным федеральным чинам. Что вселяет даже и некоторое сомнение в целительной силе предлагаемого лекарства.
Отдельные министры стремятся утирать слезы вдов и сирот - пусть даже и с некоторым опозданием. Не прошло и трех месяцев, как А.Л. Кудрин и Г.О. Греф обратили внимание на катастрофическое состояние фондового рынка, увязав это, наряду с прочим, также с тем, что "важные новости объявляются во время проведения торговой сессии на фондовом рынке и существует большая вероятность инсайда". Согласно Грефу, "каждый сотрудник правоохранительных органов должен понимать, что, когда он сообщает плохие новости о компаниях, миллионы пенсионеров и военнослужащих теряют свои пенсии" - вот как раз те самые вдовы и сироты, т.е. проваленная пенсионная реформа, невозможная без нормального фондового рынка.
Впрочем, начальник Грефа и Кудрина М.Е. Фрадков считает более насущным отирать слезы инсайдеров. Согласно Фрадкову, "прежде чем нянчить рынок, его еще надо создать и отрегулировать". Если рынок еще не создан, то его и нет в природе, следственно, инсайдеров тоже нет - и зачем же бороться с несуществующим?
Конечно, иная борьба тоже порой производит странное впечатление. Любимец русского народа З. Бжезинский установил, что "путинский режим во многом напоминает фашизм Муссолини", в качестве доказательства отметив, что дуче "установил политический контроль над экономикой, не проводя национализацию и не трогая олигархов и мафию. Фашистский режим породил национальное величие, дисциплину и экзальтированные мифы о якобы великом прошлом".
Что Муссолини не трогал мафию - есть открытие. Неясно, зачем в 1943 г. американцам пришлось на Сицилии реанимировать мафию, когда она и так была в полной силе. Породил ли фашизм национальное величие Италии, сказать сложно, но, вероятно, сама идея о национальном величии Соединенных Штатов и Речи Посполитой также вызывает у Бжезинского неодолимое отвращение. Что до "мифов о якобы великом прошлом", то величие Рима, к которому апеллировал дуче, - это базовая идея всей западной цивилизации. Вероятно, прежде чем говорить, похож ли В.В. Путин на Муссолини, следовало бы определить, похож ли исторический Муссолини на изображенного Бжезинским фантастического персонажа.