Седьмое доказательство


Для ясности возьмем случай, когда законодатель специально выделяет глумливое деяние в особый состав - статья "Надругательство над могилой". Если в своем творческом поиске художник-концептуалист украсит чье-то надгробие унитазом и табличкой "М-Ж" (хэппенинг вполне в духе самодуровской выставки), родные и близкие покойного будут тяжко оскорблены, но вряд ли они станут объектом ненависти. Если кого и возненавидят, то скорее автора хэппенинга.
При желании во что бы то ни стало довести дело до суда и приговора можно, конечно, создавать конструкции совсем уже притянутые за уши. Такие, например, что своей провокационной выставкой Самодуров специально навлек на себя ненависть православных и тем самым разжег религиозную рознь. Но такая конструкция еще как-то бы работала лишь в том случае, если бы деятели сахаровского музея сами принадлежали к положительному (т.е. не ограничивающемуся одним поношением православия, но также и утверждающему свои принципы и догматы) вероисповеданию - были бы кем-то навроде гугенотов. Но никакую положительную религию они не исповедуют, и говорить о религиозной розни в отношении самодуровцев затруднительно.
Весь смысл казуса в том, что устроение кощунственной выставки точно подпадает под действие статьи Уложения о наказаниях Российской империи "Хула на православную веру при народе", но в действующем УК РФ такой статьи нет. Даже если бы законодатель захотел пополнить УК статьей о богохульстве, закон обратной силы не имеет, и Самодуров остается неподсуден. Другой вопрос - нужно ли вообще вмешивать государство в столь деликатные материи.
Вопрос-то скорее демонологический, чем юридический. Самодуров и его соратники очень точно воспроизводят важную особенность ленинской психики. Вождь мирового пролетариата, будучи вообще человеком очень злобным, осыпал грубой бранью всех - Плеханова, Мартова, Каутского, Маха, Авенариуса, чудовищных Романовых etc. Но существовал один предмет, при упоминании которого Ленин не просто бранился - его откровенно корчило и корежило. Конвульсии, одолевавшие вождя при одном упоминании имени Божьего, не могли не наводить на мысль об одной категории существ, для которых сама лишь мысль о Боге является источником нестерпимой муки. Что никак не объяснимо в рамках материалистического мировоззрения, вроде бы исповедовавшегося Лениным. Религиозные предрассудки, конечно же, вредны, но уж никак не больше, чем ренегатство Каутского, отзовизм, ликвидаторство, хвостизм, эмпириокритицизм etc. - и отчего же такая принципиальная разница в реакциях? Ленинские труды являются убедительным доказательством бытия Божьего, ибо если Бога нет, откуда такие корчи. Но радикальные правозащитники являют ту же картину. Нестроений и безобразий, проходящих по ведомству правозащиты, в России хоть отбавляй, но ни одно из них не вызывает столь конвульсивной реакции и столь глумливой ненависти, как в случае, когда речь заходит о православной вере. Вчуже может показаться, что деятели радикальной правозащиты беспрестанно терзаемы на омерзительных оргиях фанатизма - хотя в реальности это совершенно не так. Ведь рационалистическому правозащитнику (будь он хоть сто раз атеистом) вообще бы не пришло в голову устраивать глумливую выставку - "веруют себе и веруют, нам-то какое дело?". Здесь же отношение к религии похоже вовсе не на атеизм, но на состояние тех бесов, которые веруют и трепещут. Но никак не дело светской юстиции бороться со столь пагубным состоянием души. Уместней просто повесить возле музея (и притом в частном порядке) предупредительную табличку "Осторожно: бесноватые!".