Реформирование в тучные годы


Поносить предшественников - дело обычное, тем более что вряд ли они полностью безгрешны, но всякий, у которого взор не полностью затуманен от ненависти, должен признать, что у реформаторов начала 90-х наличествовал ряд извинительных обстоятельств. Обрушение коммунистического государства (а с ним - и государства вообще) было столь быстрым и стремительным, что никто не знал толком, как быть и как действовать (всезнающие люди появились позже, а на рубеже 1991-1992 гг. их не было ни видно и ни слышно), - между тем балансирование на грани полного коллапса принуждало к скорым действиям, и когда умирающему делают экстренный массаж сердца, не всегда заботятся о целости ребер. Объем ликвидных запасов и ресурсов, могущих как-то подпружинить шоки, был близок к нулю. В стране быстро устанавливалось двоевластие - все реформаторские мероприятия шли на фоне усиливавшегося клинча между президентом и Верховным Советом. Наконец, работа в пожарных условиях и при этом малочисленной, неполной командой плохо способствует методическому разъяснению мельчайших деталей проводимых мероприятий. Работа с гражданами была близка к никакой, тогда как оппоненты правительства с людьми работали - и весьма.
Такие объективные ограничители правительственной деятельности имели бы место в любом случае - хоть бы кабинет был составлен исключительно из величайших гениев всех времен и народов. Тот, кто от увлечения (не-)управляемой реакцией отказывается даже слышать о каких бы то ни было объективных трудностях того времени, имеет, конечно, на это право, однако он должен понимать, какая высокая планка требований к действиям любого российского правительства тем самым выставляется. Поношением Ельцина и Гайдара вечно жив не будешь. Пройдет еще немного времени, и управляемый реакционер дождется ответа: "Вы бы еще Хрущева вспомнили". Общий же принцип "Всякая вина виновата" останется затвержен.
Но тогда совсем не поздоровится нынешней власти, так успешно преодолевающей страшное наследие Ельцина-Гайдара, - да, собственно, уже нездоровится. Если планка задрана так, что никакие объективные трудности брать в расчет не положено, что тогда сказать о нынешнем социальном реформаторстве Путина-Фрадкова-Зурабова, вообще не знающих тех проблем, которые стояли перед Ельциным и Гайдаром. Вместо пустых золотовалютных резервов - проблема, как справиться с притоком валюты. Все-таки пять тучных нефтяных лет. Вместо запредельного дефицита - устойчивый профицит. Никаких проблем с парламентом. Временной ресурс также завиден: во-первых, можно маневрировать сроками, ибо нет необходимости работать в режиме пожарной команды, во-вторых, у правительства и администрации (где в результате широковещательной реформы вновь оказались знакомые все лица, стало быть, с них и спрос - бачили очи, що куповали) было как минимум три спокойных года, чтобы подготовить более или менее обдуманный план реформирования. Тем более что с общими принципами никто даже особенно не спорит - требуют всего лишь, чтобы их конкретная проработка не была самоубийственно халтурной. Вместо того является филькина грамота, к тоже же все время переписываемая. "На охоту ехать - собак кормить" - вот и вся формула реформирования в эпоху тучных лет и стабильности, так приятно, а главное - сильно отличающаяся от формулы псевдореформирования в эпоху тощих лет и анархии.
В нашу эпоху рейтингов всякому должны быть знакомы хотя бы четыре действия арифметики. Но тогда имеет смысл сравнить ужасные реформы Ельцина-Гайдара с ожидаемыми блестящими реформами Путина-Фрадкова-Зурабова. Просто берем две дроби, где в числителе - качество, осмысленность и системность мероприятий, а в знаменателе - благоприятствующие обстоятельства, т.е. наличие жировых запасов, политическая поддержка, свобода маневра etc. Числители примерно сопоставимы, зато знаменатели 1992 и 2004 различаются на порядки. Если власть так хорошо реформирует в тучные годы, хотелось бы знать, что будет, когда настанут годы тощие.