В московском отеле "Балчуг" состоялось торжественное подписание спонсорского контракта между чемпионом России по футболу - Профессиональным футбольным клубом ЦСКА и "Сибирской нефтяной компанией". По официальной информации, до конца 2006 года нефтяники пополнят и без того немалый бюджет армейского клуба на 54 миллиона долларов (тремя частями по 18 миллионов в год). Это самая крупная спонсорская сделка в истории российского спорта. По крайней мере из тех, размер которых оглашен публично.
На пресс-конференции по случаю знаменательного события "породнившиеся" стороны вели себя немного суетливо и загадочно. Президент ОАО "Сибнефть" Евгений Швидлер вообще не проронил ни слова, ограничившись двумя закорючками на бумагах, скрытых в кожаных папках. А босс ЦСКА Евгений Гинер торопился так, словно у него в приемной в это время толпилось по меньшей мере с десяток новых спонсоров с миллионами в чемоданах. Ответив на несколько вопросов, армейский президент обругал журналистов за недостаточную компетентность, сообщил о том, что ему лично "ничего не известно" о связях компании "Сибнефть" с Романом Абрамовичем, продемонстрировал новый вариант футболок армейского клуба и исчез за дверями скоростного лифта, оставив представителей СМИ наедине с официальным пресс-релизом.
В двуязычном информационном сообщении, подготовленном пресс-службами "Сибнефти" и ЦСКА (английский вариант которого почему-то оказался выполнен на более высоком полиграфическом уровне, чем русский), помимо суммы и срока действия спонсорского контракта описана та выгода, которую получат нефтяники за свои деньги. "Клуб предоставляет генеральному спонсору эксклюзивное право в течение срока действия договора использовать в России и за рубежом торговые марки, название клуба, клубный знак, фотографии и имидж команды в маркетинговых и рекламных целях", - говорится в пресс-релизе. "Если вас интересуют подробности, обратитесь в нашу пресс-службу", - пресек Евгений Гинер все попытки журналистов постичь стратегическую глубину новоявленного партнерства.
- Рад, что нам удалось найти партнеров, с которыми ЦСКА станет в два раза сильнее, - добавил к скупым официальным строчкам Евгений Гинер. - Спонсорская помощь будет направлена не только на укрепление команды, но и, в частности, на развитие детского футбола, строительство стадиона и развитие клубной инфраструктуры. Надеюсь, что мы не подведем нашего генерального спонсора и оправдаем то высокое доверие, которое нам оказано. И в чемпионате России, и на европейской арене футбольный клуб ЦСКА будет стремиться соответствовать тому высочайшему уровню и авторитету, который уже давно стал визитной карточкой компании "Сибнефть".
Как сообщил президент армейцев, инициатива заключения контракта исходила от руководства ЦСКА, а переговоры прошли "быстро и эффективно". При этом контракт с "Сибнефтью" является исключительно спонсорским и не предполагает перехода в руки нефтяной компании части акций ПФК ЦСКА. "Нам не поступало таких предложений, - говорит Евгений Гинер. - Основными акционерами нашего клуба по-прежнему остаются компании "АВО-Капитал", Blue Castle и "большой" ЦСКА. По словам армейского босса, "Сибнефть" не претендует на вхождение в совет директоров ПФК и не собирается вмешиваться в трансферную политику команды.
Что касается группы компаний "Конти", которая стала генеральным спонсором армейцев буквально накануне старта чемпионата России, господин Гинер заявил, что "сотрудничество будет продолжено". Однако теперь строители будут "просто спонсорами", а на футболках ЦСКА вместо замысловатого зверя будет красоваться простая и понятная надпись - "Сибнефть". Кстати, сами обновленные футболки в двух вариантах - красно-синем и белом - были продемонстрированы прямо на пресс-конференции. А упоминание о миллионном спонсорском контракте с "Конти" в тот же день почему-то исчезло с официального сайта ЦСКА.
Самым любопытным моментом нового договора является причастность к этой сделке хозяина лондонского "Челси" Романа Абрамовича. Слухи об интересе чукотского губернатора и главного акционера "Сибнефти" к ЦСКА появились еще прошлым летом и теперь вроде бы нашли самое явственное подтверждение. Но, очевидно, сам олигарх не желает, чтобы его имя напрямую связывали с крупнейшей в истории отечественного спорта спонсорской акцией. Во всяком случае, Евгений Гинер настойчиво просил журналистов "не ассоциировать Абрамовича" с этой сделкой (правда, новый, "белый" вариант формы армейцев в точности повторяет форму "Челси" - это, конечно, случайность). Причем такая осторожность навряд ли связана с правилами УЕФА о невозможности одновременного выступления в еврокубках двух или нескольких команд, принадлежащих одному хозяину. Тот вариант инвестиций, который избрала "Сибнефть", не оставляет функционерам из Ньона, а также недоброжелателям "Челси", ЦСКА и Абрамовича никаких шансов.
В официальном сообщении о появлении у ЦСКА сказочно богатого партнера довольно много места уделено спонсорским мероприятиям "Сибнефти" в российском спорте и даже приводятся слова Евгения Швидлера о том, что это "является важным направлением социальной деятельности компании". Как известно, главным спортивным проектом нефтяников до сих пор считался самый состоятельный хоккейный клуб страны - омский "Авангард". Но новое соглашение с армейцами явно затмит это "социальное начинание". Как говорится в пресс-релизе, на нужды "ястребов" до сих пор тратилось 10 миллионов долларов в год, то есть почти в два раза меньше, чем предполагается выделять ЦСКА. Если верить цифрам, которые ранее озвучивал Евгений Гинер, новый проект сибиряков позволит увеличить бюджет армейского футбольного клуба на целых 90 процентов.
Означает ли все это, что армейцы, и без того не испытывавшие материальных затруднений, теперь окончательно задушат конкурентов на трансферном рынке, выполнят наказ господина Швидлера о "повышении роли отечественного футбола на международной арене" и уже сейчас могут начинать праздновать победу в чемпионате России? На наш взгляд, не стоит спешить с такими выводами. Во-первых, деньги решают далеко не все, даже в нашем футболе (тот же "Локомотив" с меньшим бюджетом дошел до 1/8 финала Лиги чемпионов). А во-вторых, не исключено, что спонсорское соглашение - это лишь официальное оформление давно существующего положения вещей в свете неутихающих слухов о проверке "Сибнефти" всевозможными контролирующими организациями. Не случайно нефтяники стали едва ли не единственными крупными спонсорами в российском футболе, официально обнародовавшими размер своего контакта с облагодетельствованным клубом.
"Динамо" тоже нашло спонсора, но пока рекламирует его "по недоразумению"
"Сибнефть" - не первый и даже не второй нефтяной гигант, приложившийся своим кошельком к российскому футболу. Уже достаточно давно "Спартак" выступает под сенью "ЛУКОЙЛа", а спонсором "Динамо" с прошлого сезона числится "ЮКОС". Последний подписал с бело-голубыми трехлетний контракт, который, по неофициальным данным, тянул на 18 миллионов долларов. Однако в первой же игре нынешнего чемпионата России бело-голубые вышли на после без логотипа бывшей компании многострадального Михаила Ходорковского. Вместо юкосовской пирамиды на динамовских футболках красовалась надпись Fedcom.
Несмотря на всю любовь к футболу бывшего главы компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского, ни для кого не было секретом, что юкосовцы согласились помогать "Динамо" с огромным скрипом, а их пресс-служба год назад официально назвала контракт с "Динамо" "разовой акцией". В свете нынешних проблем этой корпорации разрыв спонсорского контракта с динамовцами выглядел вполне естественным. Гораздо удивительнее возвращение в число титульных спонсоров бело-голубых "Федкоминвеста", который 2000-2001 годах уже фигурировал в этом качестве, а недавно чуть не купил одну из лучших команд Франции и недавнего соперника московского "Локомотива" в Лиге чемпионов - "Монако". Впрочем, как заявил "Известиям" пресс-атташе "Динамо" Александр Львов, появление команды на Восточной улице с "Федкомом" на груди стало недоразумением.
По словам Александра Львова, переговоры с представителями этой компании действительно ведутся, однако спонсорский контракт в настоящий момент не подписан. Напомним, что речь идет об одном из самых удивительных спонсоров в европейском футболе. "Федкоминвест" занимается производством и продажей минеральных удобрений, имеет представительства в России и на Украине, а его центральный офис расположен в Монте-Карло. Основателем и руководителем "Федкома" является наш бывший соотечественник Алексей Федорычев, который, несмотря на скромный статус своей фирмы, с удивительным постоянством вкладывает деньги в спорт.
Помимо "Монако" "Федкоминвест" в свое время помогал еще нескольким командам с Лазурного берега, а также организаторам мужского теннисного турнира в Монте-Карло. Не удовлетворившись ролью генерального спонсора, Алексей Федорычев еще до истории с "Челси" и Абрамовичем пытался купить погрязший в долгах "Монако". Но этому помешала шумиха во французских газетах, которые объявили главу "Федкома" отцом русской мафии. Впоследствии западные спецслужбы не сумели найти подтверждения этим обвинениям, но сделка уже сорвалась. Так что следующим объектом для благотворительных акций Алексея Федорычева вполне может стать московское "Динамо", в состав которого нынешний король минеральных удобрений чуть было не попал в качестве футболиста в начале семидесятых.