В среду в медиа-центре газеты "Известия" команда "КамАЗ-мастер" рассказала о своей недавней победе на знаменитом авторалли "Дакар-2004". В изнурительной двухнедельной гонке наши грузовики впервые в истории завоевали первое и второе места, а российская машина сопровождения в итоговом протоколе поднялась на четвертую строчку. О подробностях этого триумфа после пресс-конференции обладатель "Золотого бедуина" наш пилот Владимир ЧАГИН рассказал корреспонденту "Известий" Олегу ШАМОНАЕВУ.
- Удалось ли полноценно подготовиться к гонке? Наверное, имитировали рельеф пустыни Сахары у себя в Татарстане?
- В плане вождения особая подготовка не была предусмотрена. У нас есть небольшой восьмикилометровый полигон возле Набережных Челнов на берегу Камы. Мы по нему ездим, когда испытываем машину - если надо поправить подвеску или когда гости серьезные просят покатать. Основная подготовка - это участие в этапах Кубка мира и в чемпионате России.
- Сильно пришлось поработать над машиной в этом году?
- Наш автомобиль подготовлен на базе серийного. Выпущено 15 таких машин, мы на одной из них выступаем. Конечно, она доводится до уровня спортивного грузовика. Например, в этом году мы убрали весь лишний металл, от личных вещей отказались, запчастей - минимальное количество. Тема снижения веса автомобиля вообще в этом году была главной для всех участников.
- Если отбросить человеческий фактор, что в наших автомобилях существенно лучше, чем у главных соперников?
- Рессоры и двигатель лучше однозначно, у нас до финиша не было никаких проблем, а соперники ломались. Хотя нам тяжелее готовить автомобиль для "Дакара", чем западным коллегам. Серийные иномарки по техническим параметрам лучше наших, меньше нужно усилий по доводке. Но, с другой стороны, работая над спортивным автомобилем, мы подтягиваем серийную модель. Если бы мы не участвовали в "Дакаре", серийный "КамАЗ" был бы более отсталым.
- Вы, наверное, за все эти дни сроднились с машиной и общаетесь с ней как с живой?
- Когда доезжаем до финиша, благодарим: "Спасибо, что довезла" (она у нас - женского рода). Правда, машина как таковая очень редко ломается. Ломается водитель. По техническим причинам в этом году мы ни разу не останавливались. Меняли только рулевую тягу, и то потому, что я допустил две ошибки.
- Нет ли у вас проблем с мотивацией таких громких побед?
- Сейчас мне вообще не хочется думать о предстоящих стартах - нужно физически отойти. Когда приехали на финиш, первые три-четыре дня голова вообще отдельно от тела существовала. Премьер-министр Татарстана, ничего не спрашивая, сразу же поместил нас в самую лучшую республиканскую больницу. Мы там пробыли пять дней вне общения с внешним миром. Только после этого состояние стало более жизнеспособным.
- Как складываются отношения с соперниками во время гонки? Не подсыпаете друг другу песок в топливные баки?
- Ну, такого, конечно, нет. Все вокруг - серьезные, деловые люди. Хорошо общаемся после финиша. Хотя понимаем, что мы прежде всего - соперники. Те же чехи в нормальной обстановке прекрасно говорят по-русски, когда же мы застряли, а "Татры" проехали мимо, то чехи потом сделали вид, что не понимают наших претензий.
- Находится ли время рассматривать красоты африканской природы, общаться с местными жителями?
- В основном трасса проходит по безжизненной пустыне. Хотя иногда, конечно, встречаются очень красивые места, которые невозможно не заметить. Например, горы песка высотой с 20-этажный дом, огромные массивы. Что касается местных жителей, то общаться с ними мешает языковой барьер. В целом они ведут себя довольно дружелюбно. Хотя в этом году два этапа пришлось отменять, потому что, по данным французских спецслужб, в Мавритании готовилось нападение на участников ралли. А на одном из спецучастков в автомобиле Фирдауса Кабирова лопнул топливный бак, и топлива до финиша не хватило. Так местные жители продали ему дизтопливо по спекулятивной цене - около 200 литров за 1000 евро - в десять раз выше местных цен. Знали, что участникам "Дакара" деваться некуда.
- Правда, что нынешняя гонка - самая сложная за последние годы?
- Каждый год организаторы пытаются придумать что-то новое. "Дакар-2004" запомнится тем, что до финиша доехало очень мало машин. Порой мы материли про себя организаторов и хотели все бросить. Но слишком много трудов было вложено, чтобы остановиться по доброй воле... Было очень тяжело. Причем не для техники - машина могла бы ехать по этим ямкам быстрее. Но человеческий организм не способен вынести такую тряску. Многим из нас до финиша пришлось добираться на таблетках.
- Довольны бытовыми условиями в ходе гонки?
- Все - суперзвезды и простые механики - жили в одинаковых палатках. Питание организовали французы - завтрак, ужин. Две недели пришлось жить без обедов - в кабине не то что есть, даже пить невозможно: у каждого члена экипажа - по термосу с трубочкой. К сожалению, я не являюсь поклонником французской кухни. Мне она кажется невкусной. Все время дико хотелось пельменей или борща.
- Была ли у вас какая-то командная тактика на эту гонку?
- У нас не существовало разделения на первый и второй экипажи. Полагались на того, у кого лучше пойдет. В таком ралли, как "Дакар", сложно все заранее предугадать.