В рамках дальнейшей эволюции гражданского общества сперва на Западе, а затем и в России явилось движение "мгновенной толпы" (flash mob), или, как предпочитают называть это дело зачинатели, "умной толпы" (smart mob). Ум толпы заключается в том, что ее участники вдруг согласно являются в некотором общественном месте в количестве до нескольких сот человек, совершают какие-нибудь удивительные действия, а затем растворяются, будто их и не было. Вообще-то проявления такого ума наблюдались и прежде, причем не только на Западе - еще в мрачные годы застоя андерграундные художники предпринимали акции, заключавшиеся в том, что более дюжины единообразно одетых в черное молодых людей разом садились в полночный троллейбус и в гробовом молчании ехали. Сходно маршировавшие молодые люди являлись и в период демократии - так были построены многие акции молодежного "Яблока" под началом отрешенного впоследствии Г.А. Явлинским массовика-затейника А. Шаромова. Новизна нынешнего движения разве в том, что теперь искусство принадлежит народу. То, что прежде устраивали представители артистической или политической богемы, теперь воспроизводится простыми клерками. Конечно, уровень шуткования так себе, и вчуже можно пожалеть свободное общество, представители которого угнетены совсем уже свинцовой тоской - ибо только человек, снедаемый ощущением полной бессмысленности своего бытия, способен находить вкус в столь несмешных кунштюках. Это уже в чистом виде "тихие детские игры" по Великому Инквизитору, а равно "маленькие старички" по Ницше. Если организаторы умных толп желали отбить у граждан остального мира охоту завидовать "золотому миллиарду", они в том преуспели, ибо и самый завистливый человек увидит, что тут завидовать нечему.
Хотя прежде кроме самоорганизующейся богемы устройством умной толпы успешно занимались и коммунисты. По указанию парткома собраться к 11.00 возле столба № 56 по Ленинскому проспекту для встречи партийно-правительственной делегации Мозамбика - чем не умная толпа? Хотя, конечно, в деле превращения людей в молекулы организма, совершающего массовидные акции, более преуспели северные корейцы. Любимый жанр северокорейских празднеств, т. наз. "мультики", в том и заключается, что умная толпа слаженно машет цветными платками, создавая для отдаленного зрителя эффект мультипликационной картинки. Психологи говорят, что кроме общей красочности "мультики" имеют еще и ту ценность, что чрезвычайно растворяют человеческую индивидуальность людей, используемых в качестве пикселов на картинке. У северокорейских граждан есть, правда, то извинение, что делают они это поневоле - в Стране утренней свежести не забалуешь, и разница между КНДР и США с Западной Европой в том, что на Западе (ну, и у нас последователи уже появились - тоже хотят жить как в Европе) люди пришли к северокорейскому растворению личности совершенно добровольно.
Впрочем, модное начинание может оказаться очень кстати в борьбе олигархов против наступающего тоталитаризма, каковая борьба разворачивается сегодня не только в РФ, но и в США. Джордж Сорос столкнулся с тем, что при построении открытого общества хвост вытащишь - клюв увязнет, клюв вытащишь - хвост увязнет. Не успел знаменитый спекулянт и филантроп построить открытое общество в России, как тут же США стали превращаться в общество закрытое, и главный фронт борьбы Сорос перенес за океан. В подражание Борису Абрамовичу, ведущему сходную работу в РФ, он указал, что "судьба мира зависит от Соединенных Штатов, а президент Буш ведет нас в неправильном направлении", и призвал поддержать продемократическую организацию "Америка объединяется", призванную сокрушить Буша на ближайших выборах. Таким образом, Россия опять оказалась впереди планеты всей - все думали, что богатейшие борцы за свободу В.А. Гусинский, Б.А. Березовский и М.Б. Ходорковский - всего лишь фантомы переходного периода, а на самом деле они явились провозвестниками будущего, поднявшими знамя великой борьбы всех народов за лучший мир, за святую свободу. Сорос всего лишь подхватил знамя, выпавшее из рук русских борцов.
Хотя и у Сороса есть чему поучиться. В заявлении о борьбе он сразу же конкретно назвал сумму, ассигнуемую на дело свободы, - 10 млн у.е., тогда как отечественные борцы, потратив на великое дело, возможно, гораздо большие суммы, точных цифр не называли. Хотя они представляют немалый интерес - не столько в смысле изучения финансовых возможностей олигархов, сколько для лучшего понимания цены духовного преображения. Ведь вслед за Г.А. Зюгановым, экстренно прервавшим отпуск, чтобы рассказать о 100-летии II съезда РСДРП, а вместо того рассказавшим о своей солидарности с сырьевым бизнесом в его борьбе против полицейского государства, сходное преображение произошло с писателем-патриотом А.А. Прохановым, который, взглянув на вещи "зорко, неожиданно, по-ленински", установил, что главными защитниками национальных интересов, а равно рынка и демократии являются именно сырьевые монополии, и именно этим объясняется их благородное желание "поставить коррумпированную власть под контроль парламента".
В принципе не очень даже понятно, сам Проханов это писал или только подписывал, ибо в тексте не видно ex ungue leonem - за вычетом пары фирменных виньеток перед нами не прежняя горячечно-причудливая речь патриота, а стандартно-общелиберальная жвачка, как будто автор состоит (а может быть, и в самом деле уже состоит) на службе в фонде "Либеральная миссия". Теоретически можно допустить, что вслед за Г.А. Зюгановым также и А.А. Проханов имел виденье, непостижное уму, - например, ему явился в белом венчике из роз М.Б. Ходорковский и сладостным голосом вопросил: "Проханов, Проханов, что ты гонишь меня?". Однако этому допущению мешает как раз пассаж про "зорко, неожиданно, по-ленински", ибо неожиданные ходы В.И. Ленина были совершенно чужды мистики. Получая деньги от германского Генштаба, Владимир Ильич отнюдь не пел: "Deutschland, Deutschland ueber alles!" (что было бы естественно в случае искреннего духовного преображения), а зорко калькулировал рейхсмарки и политические выгоды. Впрочем, в силу общеизвестной прозрачности компании "ЮКОС", тщательно проводящей все свои расходы через бухгалтерию и налоговую, мы имеем полную возможность достоверно узнать, состоялось ли духовное преображение патриотов на возмездной основе, и если да, то сколько оно стоило с учетом НДС.