Отмирающий обычай. - "Крошка-картошка" и злодейка с наклейкой. - Affe und Waffe. - Четвертый этап общего кризиса империализма. - Скоморошьи действа. - Наследницы Дуси Виноградовой
Обычай первоапрельских шуток на глазах изживает себя, никого уже особенно не веселит, и дело тут совсем не в качестве шуток, которые бывают вполне забавными и остроумными (например, "утка" насчет того, что правительство г. Москвы решило реанимировать постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 14 июня 1971 года "О дальнейшем усилении мер борьбы против пьянства и алкоголизма" и запретить продажу водки до 11 утра и после 7 вечера). Дело в том, что первоапрельский обычай предполагает временное снятие норм и запретов, управляющих обыденной жизнью, - частный случай воспетой М.М. Бахтиным карнавализации. Но чтобы карнавализация состоялась, нужно, чтобы жесткая и предсказуемая структура обыденной жизни имела место. Когда же обыденная жизнь - давно уже сплошной карнавал, где все принципиальные культурные оппозиции (особенно между истиной и ложью) и без того сняты, смысла в раскрепощающем празднике нет. Карнавализировать постоянный карнавал - это совсем уже дурная тавтология, ибо век, вывихнувший сустав, в дополнительном вывихивании не нуждается.
Когда речи и поступки различных влиятельных лиц и учреждений круглый год вызывают лишь утомленный комментарий: "Они там что, совсем уже с ума посходили?" (вариант: "Свисти, свисти, приятно слушать"), - первоапрельский обычай подобен попыткам организовать восход солнца. Если правительство г. Москвы всю свою жизнь проводит в буйных набегах на те или иные сферы торговли и бизнеса, своей конкуренцией мешающие фирмам, находящимся с мэрией в личной унии, то почему бы и вправду, что-то там между собой не поделив, не усилить борьбу против пьянства и алкоголизма? Привычное дело, тем более что тут же начинается торговля спиртным из-под прилавка и, следственно, живительный источник взяток для проверяющих инстанций. Все мы помним недавний набег на шаурму и "Крошку-картошку", а чем, собственно, злодейка с наклейкой лучше?
Сообщение о том, что антииракская коалиция намерена использовать в борьбе за свободу две тысячи марокканских макак, которые будут жертвенно расчищать проходы в минных полях, возможно, и было "уткой" (тем более что макака и пехотинец принадлежат к разным весовым категориям, а минные взрыватели все-таки не на макакин вес настраивали), но стратегический дар т. Рамсфелда с его чудо-оружием таков, что поневоле поверишь и в сверхточных макак. В конце 1944 года, когда заливистые рассказы про чудо-оружие немцам несколько надоели, в рейхе появились заборные надписи "Hitler, du volle Affe,// Wo ist deine geheime Waffe?" ("Гитлер, глупая обезьяна, где твое секретное оружие?"). Возможно, т. Рамсфелду стал известен этот стишок, и он понял его в том смысле, что обезьяны были тем самым секретным чудом-оружием, а Гитлер просто не успел пустить их в ход.
Если увлеченность Рамсфелда geheime Waffe роднит его с одним социалистическим режимом XX века, то его однопартиец, сенатор от Аризоны и кандидат в президенты от республиканцев на выборах 2000 года Джон Маккейн в своих речах ближе к стилистике другого социалистического режима, нам более знакомого. Тем, кто полагает, что в нынешней войне США отступили от "благородных традиций интернационализма", он указывает на давнюю приверженность США "делу революционно-демократических преобразований".
Еще четверть века назад - на третьем этапе общего кризиса империализма - США такой приверженностью совершенно не отличались, ибо поддержка революционно-демократических преобразований по всему миру была сугубой монополией СССР. Архивы и мемуары, относящиеся к той эпохе, доносят до нас живые картины заседаний Политбюро, где при обсуждении революционно-демократических преобразований в племени мумбу-юмбу предтеча Колина Пауэлла А.А. Громыко жмется и кряхтит, но затем повинуется партийной воле, предтеча т. Рамсфелда Д.Ф. Устинов обещает своим чудом-оружием сокрушить всякого супостата, представители КГБ, подобно бабушке, изъясняются надвое, а идеологи тт. Суслов и Пономарев всюду обнаруживают зрелое пролетарское (resp. либерально-демократическое) движение и готовые предпосылки для немедленных революционно-демократических преобразований. Сегодня - с наступлением
http://www.danya.ru/xakep/cyberpunk.html - участники геронтократических посиделок переместились в Вашингтон, но общую оптимистическую картину это отнюдь не меняет.
Возможно, сходные наблюдения над карнавальным характером нашей эпохи, где одни политбюрошные "портретики" (В.П. Аксенов "Остров Крым") всего лишь сменяются другими, заокеанскими, натолкнули чуткого к культурным веяниям Б.А. Березовского к тому, чтобы дополнить систему англосаксонского права скоморошьим действом. Безусловно, карнавальный эффект был бы сильнее, если бы Б.А. Березовский и его приверженцы, обличенные в скоморошьи хари и личины, шумно вбежали в залу заседаний Магистратского суда г. Лондона со срамной песней "Ой, жги, жги, жги!// Пошла баба в три ноги!". Однако в этом случае коронный судья, потрясенный мощью карнавализации, мог бы депортировать главного скомороха в Москву, чего последнему не совсем хочется. Был найден компромиссный вариант: Б.А. Березовский надел на себя личину В.В. Путина лишь при выходе из залы по окончании слушания, когда судья уже не мог его депортировать. Склонный к культурологии Г.Н. Селезнев, узнав о магистратском действе в скоморошьем суде, тонко заметил: "Господин Березовский делает все возможное, чтобы его не забыли, сегодня он появился в маске Путина, завтра, может быть, появится в маске Жириновского". Если вспомнить, что именно лидер ЛДПР был первозачинателем всеобщей карнавализации - у него 365 дней в году 1 апреля, идеальным символом нашей эпохи могло бы стать шуточное скоморошье прение между Березовским в маске Жириновского и Жириновским в маске Березовского.
Пока же для продолжения карнавала у стен Думы был организован митинг, в ходе которого старушки, представляющиеся сторонницами КПРФ, выступали в защиту лондонского изгнанника и держали плакаты "Свободу Абрамычу!". Лидер фракции "Единство" В.В. Пехтин даже предположил, что это вовсе не "провокация, как о том заявляют коммунисты", ибо митинговали те же дежурные старушки, которые выступали против Земельного кодекса etc.
Пехтину не пришло в голову, что коммунисты могли быть и вправду ни при чем. Старушки могли последовать примеру многостаночницы Дуси Виноградовой и, получив скромный гонорар то ли от эмиссаров Бориса Абрамовича (все-то удовольствие - $500, из которых половина разводящему), то ли от конкурентов КПРФ, устроить шумное зрелище.