Председателя ЦИК А.А. Вешнякова, депутатов Думы, уже единожды согласившихся с вешняковским видением избирательного процесса и готовых согласиться вновь, наконец, Кремль, от имени которого в Думу были направлены законодательные новеллы, de facto запрещающие прессе освещать избирательную кампанию, - всех их роднит столь же добросовестное, сколь и глубокое непонимание природы представительной демократии. Наличествуй хоть крупица понимания, составление таких новелл было бы просто невозможно.
Представительная демократия существует для того, что, коль скоро в силу тех или иных соображений признано уместным допустить подданных к решению государственных дел, то сделать это непосредственным образом, через прямое участие граждан затруднительно. Современные государства отличаются от греческих полисов или крохотного горного кантона уже хотя бы размерами, а также численностью жителей - всех на одну городскую площадь не соберешь. Поэтому демократия нынче не прямая, а представительная. Власть осуществляется не напрямую, а через посредство доверенных лиц - депутатов (или иных магистратов), которым избиратели вручают кредит доверия в предположении, что те будут в ответ исправно отстаивать их интересы.
Но выбор доверенного лица неотделим от сомнений: не злоупотребит ли это лицо оказанным ему доверием. Коллизия, известная почти всякому человеку, - это не обязательно проблема для одних лишь богатых вроде выбора личного поверенного в делах или домашнего врача. Уже наем рабочих для ремонта в квартире или приходящей домработницы требует сделать выбор так, чтобы рабочие не обманывали нанимателя, а прислуга и сама не крала, и копии ключей грабителям тоже не передавала. К найму работника на более или менее ответственную должность вроде секретаря или бухгалтера это тем более относится. Как не обмануться в выборе, все тоже знают - кроме личного контакта и саморекомендаций соискателя должности (чем в случае выборов нам предписывает ограничиваться А.А. Вешняков) существуют еще рекомендации заслуживающих доверия людей, справки, наведенные через третьих лиц, информация о личных пороках и достоинствах кандидата, наконец, совещания с ближним кругом: "Стоит ли брать? Не наложит ли в карман?"
Специфика нашей ситуации в том, что когда речь идет о домработнице или бухгалтере, мы вольны делать выбор на основе сколь угодно тщательного изучения кандидатуры, если же речь идет о праве народа на осуществление власти через избранных им представителей, то народ, напротив, никак не волен в тщательном сборе сведений и мнений - для правильного выбора достаточно того, что скажет про себя сам кандидат (т. е. бесспорно заинтересованное лицо) или же те, кто сможет предъявить официальную справку, что кандидат оплатил их выступления в прессе (т. е. лица также заинтересованные). Прочие суждения отныне возбранены. Решай мы на основе правил А.А. Вешнякова вопросы найма работников в быту или на производстве, нас бы безбожно обманывали и обворовывали каждый день - когда же речь идет о найме людей, призванных решать судьбы страны в интересах ее граждан, такой опасности нимало не существует.
На все это у подготовителей грядущих выборов есть универсальный довод - "черный пиар, или memento Dorenco". Беда в том, что довод - не только универсальный, но еще и сугубо эмоциональный, а речь идет о проблеме вполне рационального характера. Пиардоренко есть злоупотребление доверием людей, которые сами изначально озабочены, чтобы их доверием не злоупотребили кандидаты в депутаты, но при этом не готовы к тому, что не одни кандидаты бывают недобросовестны. Что ж делать? Еще не так давно эти же люди не подозревали возможности подвоха и со стороны кандидатов, теперь они научены опытом. Логично допустить, что тот же опыт заставит более вдумчиво оценивать не только кандидатов, но и то, что говорят и пишут о кандидатах. С какого-то момента ложь, дошедшая уже до полного непотребства, начинает пожирать самое себя, а люди начинают немного умнеть. Причем это не мечтания карася-идеалиста, но всего лишь констатация объективной тенденции. Красноярские краевые выборы (сентябрь 2002 г.) показали, что черный пиар на глазах теряет свою убойную силу, а избиратель, уже знающий все эти старые штуки, начинает ценить честную манеру ведения кампании. Возможно, видя в том уважение к себе. Надо же было в тот момент, когда электоральные нравы сами начали потихоньку изменяться к лучшему, ниспослать России тов. Вешнякова А.А. с его неуемным и не по разуму рвением эти нравы благодетельно регулировать.