С одной стороны, восстановление на Лубянке пугала могло быть придумано вовсе не Ю.М. Лужковым. В Кремле еще со времен Г.О. Павловского (которого хотя оттуда и попросили, но дело его живет) периодически носятся с "проектом "Реставрация", предполагающим обретение национальной идентичности и большой духоподъемности через восстановление инсигний советской эпохи - см. гимночистку 2000 года. Поскольку политтехнологам по должности предписано все время изобретать что-нибудь новое, вполне можно допустить, что в видах дальнейшей духоподъемности там изобрели и "проект "Феликс", а для большего изящества решили вбросить его через посредство столичного мэра.
С другой стороны, может быть, и не стоит умножать сущности без необходимости. Список смелых замыслов Ю.М. Лужкова столь необъятен, а культурный вкус столь изящен и тонок, что вполне можно допустить и произвольное самозарождение идеи насчет Феликса в голове московского руководителя. Эстетические воззрения столичного начальства давно вызывают смех сквозь слезы, иногда к этому добавляются рассуждения насчет того, сколько все эти забавы стоят и кто на этом наживается, но дело куда серьезнее. Эстетика - это симптом. Если человек способен даровать Шилову и Церетели статус Микеланджело и Рафаэля, тогда на что же он не способен? Хотя, конечно, человека с такой симптоматикой легко могли развести на Феликса и кремлевские интриганы. Намекнули, что ВВП будет премного доволен и приблизит к сердцу, после чего рьяный мэр тут же вспомнил про архитектурные доминанты.
Но вопрос об авторстве и заказчике представляется не столь уж и актуальным на фоне гораздо более насущного вопроса: "А зачем?" От того, что очевидную глупость и гадость технологи называют звучным словом "проект", глупостью и гадостью она быть не перестает.
Прежде всего заметим, что всякая более или менее твердая политика, направленная на отстаивание национальных интересов России, с неизбежностью сталкивается и будет сталкиваться с жесткой критикой, как заграничной, так и внутренней. Когда речь идет о действительно насущных задачах, имеющих для России критически важный характер, и можно, и должно руководствоваться принципом "своей дорогою ступай, полают, да отстанут". Но если необходимость идти данной дорогой совершенно не очевидна, тогда кто бы объяснил, зачем надо провоцировать лай на пустом месте. Твердая и несмущаемая воля, направленная на решение реальной проблемы (Чечня, прекращение олигархического беспредела), - это внятный ответ: "Не запугаете". Но если демонстрировать волю в связи с каждым политтехнологическим начинанием, сколь бы идиотским оно ни было, в словах "Не запугаете" будет звучать уже не величие России, а одно тупое самодурство. Демонстративное унижение и своей, и зарубежной общественности не потому, что она не права и ее требования зловредны и бесстыдны - но всего лишь в угоду жуликам-политтехнологам, осваивающим средства на очередной проект. После такого рода начинаний уже и самое несомненное дело будет рассматриваться в контексте самодурства.
Не говоря о том, что главный объект проектов, т.е. электорат КПРФ, давно к таким штукам иммунизировался. Уже два года назад мероприятия с гимном принесли профит лишь технологам да семейству Михалковых. Левые никакого восторга не испытали. Тем более не испытывают они его сейчас. Их позиция - "сами восстановим после нашей победы, а от вас нам ничего не надо". В чем есть глубокая логика. Для сторонников старой доброй советской власти Феликс интересен не как бронзовое изделие, а как символ Госужаса, благо и Госужас тут же стоит - "на вид весьма красивый дом, своим известный праведным судом". Если настоящего Госужаса нет, а есть только малоэффективная контора, то и пугало оказывается не устрашающим символом, а всего лишь злой насмешкой, муляжем, оскорбительным для тех, кто помнит историю своей родины, и при этом неудовлетворительным для тех, кто ностальгирует по Госужасу.
Так что затея с Феликсом - это больше, чем плевок в смеженные очи всех, замученных большевиками. Это еще и ошибка глупых технологов.
А что вы думаете об этом?