Где-то после войны президиум АН СССР, готовя юбилейный сборник, попросил всех действительных членов АН написать для сборника автобиографии и особо обратить внимание на метрические данные - "родившиеся в XX веке прибавляют к дате рождения по старому стилю 13 дней, родившиеся в XIX веке - 12 дней, родившиеся в XVIII веке - 11 дней". Какой-то сходной памяткой руководствовался вице-премьер правительства г. Москвы О.М. Толкачев, когда сообщал, сколь "детально продуманным" является проект сноса и последующего восстановления гостиницы "Москва" - "Здание гостиницы является памятником архитектуры XIX в., и это учтено в плане реконструкции".
Очевидно, к легендам о проклятии, тяготеющим над местом, где некогда стоял Алексеевский монастырь, где строили Дворец советов, затем купались в бассейне, а ныне красуется ХХС, потомки добавят рассказы о заклятии, наложенном на Охотный ряд. Сперва т. Сталин наложил свою подпись на два альтернативных проекта гостиничного фасада, оба и были реализованы, что придало фасаду известную странность. Затем главный архитектор Москвы А.В. Кузьмин стал сетовать, что в этом месте очень "плохая геодезия". Случай известный и описан еще в "Вечерах на хуторе близ Диканьки". Заколдованное место, где дед рассказчика покушался выкопать клад, отличалось сходной геодезией: "Побежал снова к гумну - голубятня пропала; к голубятне - гумно пропало". Теперь вслед за тт. Сталиным и Кузьминым жертвой заклятия стал и т. Толкачев, которого нечистый обморочил хронологией. В связи с чем представляются не вполне основательными надежды строительного комплекса выкопать в столь проклятом месте ценный подряд. "Ну хлопцы (здесь и далее имеются в виду столичные строители. - М.С. ), будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес! - сказал В.И. Ресин и открыл инвестиционный проект. - Что ж бы, вы думали, там было? Золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг, стыдно сказать, что такое".
Именно поэтому другая группировка московских нотаблей избегает проклятых мест, а вместо того готова самолично создавать места святые. Предприниматель У.А. Джабраилов, поэт А. Дементьев и президент ЗАО Holy Land Exhibition Э. Пагис объявили о своем намерении воздвигнуть в Мневниках, в угодьях З.К. Церетели несколько уменьшенную копию Святой земли с уменьшенными копиями различных религиозных святынь, всего числом 36, из них 20 христианских и по 8 иудейских и магометанских. После того как щедрый Церетели отдаст на богоугодное дело 32 га московской недвижимости, "вход в парк будет иметь вид древнеегипетской пограничной крепости, стоящей на берегу Красного моря, которое, расступившись, как когда-то перед евреями, будет пропускать экскурсантов внутрь. Там они увидят Ноев ковчег, макеты главных священных храмов трех религий, рестораны с блюдами дохристианской кухни, аттракционы и викторины по текстам Библии, Корана и Торы".
Идея с помощью мощных гидравлических систем воссоздать картину того, как по морю, яко по суху, пешешествовах Израиль, весьма интересна - главное, чтобы при строительстве гидросооружений не украли все деньги, ибо тогда экскурсантов может постичь судьба фараонова воинства. Что такое блюда дохристианской кухни, известно разве что членам-учредителям. Можно было бы предположить, что они намерены угощать посетителей идоложертвенной пищей, что, с другой стороны, странно, ибо решительное отвержение идоложертвенного присуще не только христианам, но также магометанам и иудеям. Наиболее же непонятно, какую именно историческую эпоху намерены воссоздать учредители ЗАО. Они постоянно подчеркивают, что Holy Land Exhibition будет необычайно способствовать делу мира и веротерпимости, между тем история натуральной Святой земли не в полной мере может служить таковым образцом. Навуходоносор, Антиох Эпифан, Тит, персы, крестоносцы, израильская военщина, палестинские патриоты etc - будет ли отражена в аттракционах также и их деятельность? Опасение тем более оправданно, что главный член-учредитель У.А. Джабраилов сам является то ли шахидом, то ли, напротив, жертвой шахидов т. Орджоникидзе, причем последняя разборка с участием шахидов происходила всего лишь в километре от Святой земли-2. Если шахиды будут там действовать с такой же интенсивностью, что и в Святой земле-1, не захочешь и блюда дохристианской кухни дегустировать - вдруг в ресторан шахид прибежит.
Впрочем, с другой стороны, идея имеет глубокие корни. Кроме того, что копирование и макетирование является фирменным признаком московского муниципального dolce stil nuovo, не следует забывать, что еще в феврале трудного 1992 г. Ю.М. Лужков задумал воздвигнуть в Москве Диснейленд, а в нем - храм всяческих религий. Тогда затея не состоялась ввиду пастырского осуждения, с которым выступил святейший патриарх, и все дело кончилось тем, что Церетели подарили угодья в Мневниках, Диснейленд же строить не стали, однако за десять лет Россия мощно продвинулась от мракобесия к прогрессу, чему Holy Disneyland будет служить наглядным свидетельством.
Однако путь прогресса тернист. Покуда в Мневниках готовятся расцвести плюрализм и аттракционы, дракон тоталитаризма по-прежнему живуч. ОВД "Замоскворечье" направило в прокуратуру документы для возбуждения против писателя-декадента В.Г. Сорокина уголовного дела по обвинению в порнографии.
С иной точки зрения, в России силен дракон не столько тоталитаризма, сколько идиотизма, причем идиотизма двухтактного - от борделя к казарме et vice versa. Сперва государство в лице Минкультуры дает певцу копрофагии заказ на сочинение оперы для императорских театров, а затем оно же в лице правоохранительных органов возбуждает против певца уголовное дело. Значительно проще было бы не делать ни того, ни другого - В.Г. Сорокин остался бы при своей любимой материи, а государство сорокинской материей не было бы замарано.
Хотя искусство в любом случае выиграет. З.К. Церетели уже готов установить в Петербурге памятник И.А. Бродскому, причем "в своей работе мэтр представил две ипостаси поэта, изобразив одну часть его фигуры в ватнике, а вторую - в профессорской мантии". Свою находку мэтр может развить при установке памятника павшему в борьбе с тоталитаризмом В.Г. Сорокину, изобразив одну часть фигуры писателя в г..., а другую - в белом фраке.
А что вы думаете об этом?