Вечерний звонок Виталию Вульфу
Лидер по таланту
- Виталий Яковлевич, Петру Наумовичу Фоменко исполняется 70 лет. Сам он не хочет говорить на эту тему, переадресовал меня к коллегам-режиссерам. Те переадресовывают к критикам, Сергей Женовач, например, разводит руками: мол, рассказывать о Фоменко - это все равно что рассказывать о самом себе, ("у меня даже взглянуть на него извне не получается"). Давайте с вами поговорим о Фоменко.
- Петр Фоменко - режиссер необычайной фантазии и парадоксального мышления. Он, как мало кто, умеет построить спектакль по принципу иронического сопоставления прямо противоположных содержаний. У него есть чувство ансамбля.
Его режиссерская судьба не очень проста. Одни из первых его работ - спектакли "Антимиры" и "Павшие и живые" на Таганке, но это спектакли его и не его, их ставил Юрий Любимов. Самой же сенсационной его работой стал спектакль "Смерть Тарелкина" по Сухово-Кобылину, поставленный в 1966 году. После этого он знал много неудач, работал в Тбилиси, потом в Ленинградском театре комедии, где, на мой взгляд, самым удивительным его спектаклем был "Этот милый старый дом". Но первая половина его жизни не изобиловала внешними достижениями. В Москве он появился снова в 80-е годы, поставив имевшие необычайно громкий успех и идущие до сих пор "Плоды просвещения". Его "Дело" и "Калигула" кажутся спорными. Почти незамеченным прошел спектакль "Государь ты мой батюшка", поставленный в Вахтанговском театре, хотя это была очень сильная работа.
И так шла жизнь, пока он не поставил в 1993 году гениальный спектакль "Без вины виноватые". Ну а когда он стал заниматься со своими учениками в собственном маленьком театре, это уже был сплошной успех. И "Одна абсолютно счастливая деревня", и "Война и мир. Начало романа" создавали только славу "Мастерской Фоменко", зритель принимал все.
Сейчас он неоспоримый лидер. И по таланту. И по количеству полученных государственных и негосударственных премий. И что самое важное - у него необычайно высокий художественный авторитет. Жизнь полупобед-полупровалов, удач-неудач-прозрений обернулась неоспоримым успехом после шестидесяти.
Его любовь к трагическому гротеску, романтической иронии, щедрость его театральных красок, внутренняя пластичность и музыка - все теперь вызывает у зрителя восторг.
А что вы думаете об этом?