Вероятно, есть общая закономерность, согласно которой при наличии институтов сильной личной власти как на центральном, так и на региональном уровне приход регионала на высший государственный пост делает неизбежным явление в столицу отряда питерских или миссурийских. Вопрос, правда, в численности отряда, ибо на все есть чувство меры.
Но проблема в том, что, справедливо критикуя нынешнюю власть за утрату этого чувства, критикующие затрудняются предложить какой-либо иной удобоисполнимый способ кадрового пополнения. Правда, лидер СПС Б. Е. Немцов рекомендует заполнять вакансии не питерскими, а представителями правых сил, но эта рекомендация напоминает формулу русского хлебного экспорта конца XIX века - "недоедим, но вывезем". Ибо тасование персональной колоды в самом СПС не вполне создает впечатление неслыханного кадрового богатства, и тем более трогает великодушная готовность щедро поделиться тем, чего самим остро не хватает. Дело, конечно, не в СПС, а в общем плачевном состоянии русской многопартийности. Если вести с любым многопартийцем - левым, правым, центровым etc. - беседу не для печати, то на вопрос "Зачем же у вас NN такой идиот?" воспоследует меланхолическое "А где других взять?". Для печати же будет сказано немного другое - о неслыханной кадровой мощи, о готовности сегодня же сформировать теневое правительство, а завтра ответственно и уверенно взять бразды державной власти.
Если, оставив в покое питерских и миссурийских, кликнуть кадровый клич в стенах Государственной Думы - вот уж, казалось бы, естественный кадровый резерв, - результат будет довольно странный. Бесспорно, по два-три дельных человека можно отобрать почитай что от всякой фракции, однако лишь ценой тяжелого обескровливания этих самых фракций и тем самым всего думского механизма в целом. В исполнительной власти добавится дюжина-другая исправных чиновников, но законодательная машина застопорится. Опыт по этой части уже имеется. Неизвестно, принес ли такую уж большую пользу набор в исполнительную власть реформаторски настроенных народных депутатов РСФСР (хотя откуда еще, собственно, было набирать?), зато известно точно, какие это имело печальные последствия для оставшегося депутатского корпуса, быстро впавшего в окончательную невменяемость. Забрав из сегодняшней Думы всего-то 4-5 процентов депутатов - но при этом лучших, можно лишь повторить скорбную съездовскую историю.
Смысл сетований касательно засилья питерских - в предположении, что есть нормальные и регулярные методы обновления политической элиты, тогда как власть с каким-то злоупорством избирает методы совершенно иррегулярные. Нормальные методы действительно есть, и они заключаются, во-первых, в разумной организации госслужбы, обеспечивающей дельным чиновникам карьерный рост, во-вторых, в реальной, а не мнимой многопартийности, при которой кадровый подпор снизу столь велик, что переход нескольких членов партии на госслужбу эту партию не вовсе обескровливает. На сегодняшний день в российском быту не наблюдается ни того, ни другого, и немудрено, что власть обходится подручными средствами, ибо как-то ей обходиться все равно надо - не на улице же брать. Сюжет с питерскими действительно начинает смотреться скверным анекдотом, но стоило бы понять, что его скверна заключается не в чьей-то злой воле, а в том, что в обществе (или в политической системе - это как угодно) отсутствуют самоподдерживающиеся механизмы отбора лучших людей. Утратив прежнюю номенклатурную систему формирования и выдвижения кадров, страна не обрела взамен вообще ничего, кроме самого примитивного "да эта крыса мне кума". И скверный анекдот - это очередная иллюстрация на тему того, в каком состоянии находится в России гражданское общество, одной из функций которого как раз и является реализация идеи ранга, т. е. отбора лучших. Существуй в обществе эта идея, удалая кремлевская песнь "Вдоль по питерским" заглохла бы сама собой.