Вечерний звонок Веронике Дударовой
Люблю Латинскую Америку
- Вероника Борисовна, постоянно твердят, что дело, которым вы занимаетесь, - мужское, и действительно женщин-дирижеров немного. Почему?
- Женщина-дирижер - это нетрадиционное явление. Редкое. Возможно, это связано с тем, что эмансипация женщин - "вещь" сравнительно недавняя. А для перемены традиции нужно время.
Эта профессия требует абсолютной отдачи. Надо иметь огромную волю, большое желание, специальные способности. Но главное - это сила психологического воздействия на музыкантов, которых надо убедить в правильности дирижерских намерений. А музыканты, особенно духовики, это всегда мужчины. Правда, у нас в оркестре партию второй трубы исполняет женщина, и очень успешно. И партию первой флейты тоже.
- Вы всегда хотели быть дирижером?
- Я еще в детстве в Баку бегала на оркестровые репетиции. И звучание оркестра для меня было гораздо интереснее, чем звучание сольного фортепиано, уроки которого я брала с детства. Я и училась по классу фортепиано. Но когда приехала в Москву - поступать в консерваторию, передумала и решила подать документы на дирижерский факультет. Это случилось за месяц до экзаменов. Но мои дерзкие планы увенчались успехом, и меня приняли в консерваторию на дирижерское отделение.
- Что необходимо дирижеру?
- Музыкальный талант. Сильная воля. Абсолютное убеждение, что это твоя профессия.
- Чем занят сейчас ваш оркестр?
- Играем 15 абонементных концертов Московской филармонии и 5 - в концертном зале "Россия". Плюс другие выступления.
- Но ваш оркестр не бедствует?
- Нет уж, извините, во всех оркестрах сейчас невысокая зарплата. Денег музыкантам, конечно, не хватает. Они бегают на всякие "игрища" в других местах и оркестрах. Ловят каждую свободную минуту и мчатся подзаработать. Это такая временная миграция. У нас в оркестре был трубач 17 лет, а у него 4 сына, он в конце концов уехал куда-то на заработки.
- Одна газета предложила вам потратить большие деньги ( в мечтах). Вы ответили, что объездили бы с оркестром весь мир.
- Да, я люблю путешествовать. В те страны, где я не была с оркестром, ездила как туристка. Но и с оркестром объехала много. Не была на гастролях разве что в Малайзии, Сингапуре, в двух странах Латинской Америки. Латинскую Америку я очень люблю. Природа замечательная и люди. Вы знаете, там даже ходят по-другому, в походке есть какая-то танцевальность. Они близки по темпераменту к кавказцам. А я ведь осетинка.
- В Осетии вами гордятся.
- Дударова, Гергиев и сейчас появился очень талантливый молодой дирижер Туган Соскиев - это много для такой небольшой республики.
- Кто приходит к вам на день рождения?
- Друзья. Но если вы ждете громких имен, то разочаруетесь. Среди моих друзей много людей, не обремененных никакими титулами, хотя и такие тоже попадаются. Музыковед Жанна Дозорцева, певица Виктория Иванова, совсем не музыкант, но близкий мой друг Нина Емелина. Есть совсем старинные друзья, есть новые, их много.
Московский друг
Павлу Нащокину, собирателю картин и древностей и одному из задушевных друзей Пушкина, исполняется 200 лет.
Он подарил Пушкину сюжет повести, названной потом "Дубровский" и чернильницу с арапом (" Посылаю тебе твоего предка..."). Пушкин благодарил и за арапа и за сюжет о небогатом белорусском дворянине Островском, проигравшем судебную тяжбу с соседом и ставшем разбойником.
Пушкин, ценя у Нащокина талант рассказчика, пытался склонить его к воспоминаниям, написав собственноручно на белом листе под диктовку первые строки. Увы.
Они познакомились еще в лицейские годы, Нащокин учился в Благородном пансионе при Лицее с братом Пушкина Львом. И Пушкин хаживал к ним, более для свидания с Нащокиным, чем с братом. Но особенно близки они был в последнее десятилетие жизни поэта. Пушкин советовался с Нащокиным о женитьбе, Нащокин помогал Пушкину отсрочить долги, выручал деньгами. Женитьбу Нащокина Пушкин прокомментировал знаменитым: "Говорят, что несчастие хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет".
Приезжая в Москву, Пушкин останавливался у Нащокина, и извозчики всегда его находили, даже в случае перемены адреса. Франты, цыгане, литераторы, актеры, купцы, подрядчики, кто только не толпился в доме у Нащокина.
Но самое главное не стиль дома и не гремучая смесь событий из карточных проигрышей и незваных гостей, а стиль души. "Любит меня один Нащокин" (А.С.) дорогого стоит. Пушкин с другом "отводил душу", спасаясь от подслушивающей и следящей за ним официальной низости.
Из замечательного собрания нащокинских картин почти ничего не сохранилось, разошлось за долги и в подарки. Остался "кукольный домик", копия реального нащокинского, который он сооружал в подарок Наталье Николаевне. А его двухсотлетие Россия отмечает художественной выставкой из собрания Русского музея "Живопись эпохи романтизма".