То есть единственной альтернативой межцивилизационному конфликту является коллективный солипсизм - чего не желаем видеть, того и нет. При этом не очень понятно, что делать с тем объективно наблюдаемым фактом, что наиболее громкие и кровавые террористические деяния в новое время либо совершались с именем Аллаха (а вовсе не Иисуса Сладчайшего) на устах, либо встречали живое одобрение у тех, кто верует в Аллаха и Магомета, пророка Его, безусловного же указания на то, что всякий терроризм есть мерзость перед Господом, мы с той стороны так и не дождались. Чтобы исключить вероисповедную составляющую из конфликта, нужно, чтобы, убивая мирных людей, убийцы не кричали: "Аллах акбар!" - а это не от нас зависит.
Указание на то, что Коран учит добру и милосердию (что совершенно верно), тоже не слишком проясняет межцивилизационные проблемы. Всякая религия (кроме совсем уж сатанических) учит добру и милосердию, но религия не исчерпывается сводом этических правил, она еще и определяет место человека в мироздании, причем различные религии делают это весьма различным образом. В той мере, в какой проблемы миросозерцательные, проблемы отношения человека и Вечности имеют значение, ислам и христианство всегда будут находиться друг с другом в конфликте, ибо эти проблемы они решают весьма по-разному. Из того, что не должно специально разжигать взаимную ненависть, никак не следует, что должно замазывать глубочайшие миросозерцательные различия.
Другое дело, что наряду с этими неустранимыми различиями существуют значительные различия в самом исламском мире, и нынешняя волна того, что можно условно назвать мусульманской реформацией, грозит не только христианскому миру, но и не в меньшей степени миру традиционного ислама. Происходящее сейчас слишком напоминает бедствия, потрясавшие Европу в XV-XVI вв.
В соответствии с духом прогресса понятия "протестантизм" и "реформация" воспринимаются сегодня как нечто положительное - протестантская этика, свобода совести, дух обновления - однако современникам обновительных процессов так не казалось. Слишком уж специфическими были этика и свобода ранних европейских протестантов, воспринимавших все находящееся за пределами их идеальных общин как царство зла, подлежащее уничтожению. Столь чистым было обновленное евангельское учение гуситов, что город Мюнхен в 1432 году спешно - за один год - был вынужден возвести новое кольцо городских стен. Предосторожность не лишняя, ибо, движимые своим чистым учением, гуситы подвергали разрушительным набегам Австрию, Саксонию, Баварию, Польшу, Венгрию и доходили до Молдавии. Учитывая неразвитость тогдашних средств сообщения, оно и перед сегодняшними ваххабитами не стыдно. Равно как не стыдно было и немецким анабаптистам XVI века перед движением "Талибан". Тоталитарности раннепротестантских общин (Мюнстерская коммуна) и мулла Омар мог бы поучиться. Карл Маркс (уж кто прогрессивней?) писал об эпохе, "которую мы, немцы, по случившемуся с нами национальному несчастью, называем реформацией".
Но тогда разрушительная опасность чистых учений была осознана. Рим объявил против гуситов крестовый поход - примерно как если бы сегодня правоверные объявили джихад талибам. Отношение правоверных к этому вопросу несколько иное, а напрасно. Если бы к концу XVI века не победила контрреформация, Европа была бы вся разнесена в ошметки. Ислам моложе христианства на шесть веков, и похоже, мусульманским странам тоже приходит время национального несчастья, называемого реформацией. Самое печальное, что грозящую опасность пока что осознают лишь совершеннейшие сукины сыны типа Хусейна или Каддафи. Те, кто в меньшей степени заслуживают этого почетного звания, пребывают в неосновательном благодушии.