Выпускаться пора: как школьники относятся к изменению сроков сдачи ЕГЭ


Больше трети учащихся (40%) считают, что ЕГЭ и ОГЭ необходимо перенести, а каждый четвертый (26%) и вовсе высказался за отмену этих экзаменов. Больше половины школьников (58%) уверены, что дистанционное обучение ослабило уровень их подготовки. В среднем свою подготовку выпускники 11-х и 9-х классов оценивают на 4,6 из 7 баллов. Эксперты отмечают, что в провинции проблем с переходом на онлайн-обучение куда больше, чем в крупных городах, и ребята из регионов рискуют сильно отстать от сверстников из мегаполисов.
Альтернативы ЕГЭ нет
Ранее Минпросвещения предложило отсрочить начало проведение ЕГЭ на две недели, с 25 мая на 8 июня. Проект приказа опубликован на сайте ведомства. Согласно документу, в первый день выпускники сдадут литературу, географию и информатику. Русский язык предлагают перенести на 11 июня, математику — на 15-е, историю и физику — на 18-е. Обществознание и химию планируют передвинуть на 22 июня, иностранные языки (исключая устную часть) и биологию — на 25-е, а 26-е и 29-е отдать под устную часть ЕГЭ по иностранным языкам.
Резервными датами, предположительно, станут дни с 1 по 11 июля, а 22 сентября забронируют под дополнительную сдачу русского языка и математики.
Однако переход на дистанционное обучение ощутимо нервирует и будущих выпускников, и их родителей. 40% школьников считают, что экзамены нужно переносить на более поздний срок. Об этом говорят результаты опроса образовательной компании Maximum Education. Опрос проводился среди участников пробных ЕГЭ и ОГЭ, которые проходят в онлайн-формате в рамках совместного проекта Maximum Education и Mail.ru Group «Открытая онлайн-школа». В итоге четверть респондентов (26%) выступили за отмену этих экзаменов. При этом 34% уверены, что больше переносить ЕГЭ и ОГЭ не стоит.
Родительское сообщество, хоть и соглашается с необходимостью передвинуть сроки экзаменов, но болезненно воспринимает сложившуюся ситуацию.
— Мы опасаемся, что в случае продления карантинных мер сроки сдачи ЕГЭ сдвинутся еще раз. Мы заинтересованы, чтобы дети хорошо сдали экзамены и успели поступить в вузы, — заявила в беседе с «Известиями» председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.
В Рособрнадзоре «Известиям» сообщили, что внимательно следят за развитием эпидемиологической ситуации, и все решения о сроках сдачи экзаменов принимают исходя из нее. Приоритетом в этом вопросе ведомство назвало здоровье учащихся, педагогов и родителей.
9 апреля врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что возможность отмены ЕГЭ не рассматривается в принципе. По его словам, альтернативной процедуры, позволяющей отобрать в вузы наиболее подготовленных абитуриентов, на сегодняшний день нет. Зато ОГЭ по выбору в этом году не будет — девятиклассники сдадут только экзамены по русскому языку и математике.
Сами школьники переживают и из-за формата выпускных испытаний. 43% респондентов считают, что в случае необходимости ЕГЭ и ОГЭ можно провести онлайн. Не согласны с этим 38% респондентов. 19% опрошенных не определились с ответом.
Впрочем, итоговую аттестацию по-прежнему планируют провести в очной форме с сохранением всех требований, которые предъявляют к ее организации, сообщили «Известиям» в Минпросвещения.
Возможное изменение этого года — выбор небольших аудиторий, чтобы в одном помещении не собиралось много школьников, сообщил представитель ведомства.
— Сроки сдачи ЕГЭ перенесены, чтобы у учащихся было время подготовиться. Еще раз скажу: экзамены нужны всем. И ребятам, и вузам. Главное — спокойно готовиться, сдавать, и всё получится. На сегодняшний день ОГЭ и проверочные работы не отменяются, но, скорее всего, они будут проводиться в школах после завершения учебного года, — процитировали на сайте ведомства слова министра просвещения Сергея Кравцова.
На твердую четверку
В среднем опрошенные школьники оценивают свою готовность к экзамену на 4,6 по семибалльной шкале. 52% учеников ожидают получить 60–79 баллов за пробный ЕГЭ и четыре за пробный ОГЭ. 33% настроены на 80–100 баллов и пять соответственно. 14% респондентов выбрали вариант 40–59 баллов и три.
Абсолютное большинство опрошенных школьников (82%) чувствуют потребность в дополнительной подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
При этом, по мнению 48% учеников, переход на дистанционную форму обучения негативно повлиял на их подготовку к экзаменам. 32%, напротив, считают, что такая форма обучения положительно скажется на подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. 20% учащихся заявили, что «дистанционка» никак на них не отразилась.
— Драматического и резкого спада по прогнозируемым результатам ЕГЭ я не вижу, потому что в любом случае это обобщение материала не только за последние полгода, а итог занятий за все 11 лет обучения, — отметила в беседе с «Известиями» ректор РГСУ, член Общественной палаты России Наталья Починок.
Московские школьники к «дистанционке» привыкли и готовятся к экзаменам в привычном режиме, заявила депутат Мосгордумы, член экспертного совета по законодательному обеспечению образования при комитете СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, директор школы №1409 Ирина Ильичева.
— Мы всю нашу деятельность спланировали таким образом, что учебно-образовательный процесс протекает на все 100%. Классный руководитель и все учителя-предметники, которые готовят ребят к выпускным экзаменам, всегда на связи с ними, — сказала она.
Однако, добавила Ирина Ильичева, учащиеся переживают, что не могут работать в медицинских и инженерных лабораториях. В школах сейчас много технического оснащения, которого не хватает для освоения материала.
В регионах, отметила заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, ситуация далеко не такая радужная: там педагоги попросту не привыкли работать в онлайне, что может сказаться и на подготовке учащихся.