Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил разработать программу восстановления инфраструктуры Курской области
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
В Кремле заявили об отсутствии реакции США на удары Украины по энергообъектам РФ
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ
Партнерский материал

Убытки от фрода: почему россияне стали чаще сдавать данные своих карточек

Эксперты выявили наиболее распространенные способы обмана держателей банковских счетов и подсчитали средние суммы потерь от рук мошенников
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Клиенты российских банков стали чаще самостоятельно переводить деньги мошенникам и предоставлять им платежные данные по своей воле. За два года доля таких сценариев в общей структуре всех видов хищений с банковских счетов увеличилась практически в два раза — с 36% до 70%. Об этом говорится в исследовании, подготовленном экспертами «Тинькофф».

По данным авторов обзора, на начало 2020 года в 41% случаев клиенты самостоятельно переводили деньги злоумышленникам, а в 29% от всех успешных случаев фрода граждане раскрывали третьим лицам данные банковской карты и SMS-коды, с помощью которых далее злоумышленники сами списывали деньги.

— В 2019 году выросла доля случаев с добровольными переводами мошенникам, доля остальных — упала. Этому есть несколько причин. Главное — банки учатся быстро реагировать и предотвращать хищения, — так комментирует тенденцию Алексей Бакланов, руководитель управления противодействия мошенничеству и претензионной работы «Тинькофф».

При этом скимминг (использование специальных технических устройств для считывания данных карты клиента) практически исчез с рынка. Причина тому — высокая стоимость оборудования и сложность схемы, говорится в исследовании. Доля скимминга в общей структуре видов мошенничеств составляет на сегодняшний день около 1%.

Доли остальных видов среди всех случаев успешного фрода распределились следующим образом: 12% приходится на friendlyfraud (когда друзья или родственники клиентов получают доступ к данным их карт или смартфонам), еще 11% — это операции без присутствия карты, которые проводятся в торговых точках, не требующих SMS-коды для платежей, долю в 7% занимают случаи мошенничества с украденными или утерянными картами.

По подсчетам исследователей, если средняя сумма для всех попыток мошенничества на начало года составляла около 14 тыс. рублей (за год эта цифра сократилась на 13%), то в случаях самостоятельного перевода средств пострадавшим средний чек оказывался выше — 17,7 тыс. рублей. Средний чек в случаях предоставления данных карт и кодов составил 27,7 тыс. рублей.

Как происходит обман? Эксперты выяснили, что почти в половине случаев, когда злоумышленники пытаются выманить у клиентов SMS-коды и данные карт, они представляются службой безопасности сторонних банков. Следующая по распространенности схема: звонки от службы безопасности непосредственно банка, по карте которого впоследствии будут списаны деньги (в четверти случаев).

Половина случаев, когда клиенты российских банков переводят деньги добровольно, приходится на схемы с продажами товаров в Сети. Например, мошенники направляют своих жертв на фальшивые платежные шлюзы при попытке провести сделку на крупных классифайдах.

Но есть и хорошие новости: сценарии со звонками клиентам российских банков с подменой номера, по данным на начало 2020 года, резко сократились — их количество уменьшилось в 10 раз по сравнению с началом 2019 года и сейчас составляет около 5% от всех случаев добровольного перевода средств или сдачи своих данных.

Кроме того, за прошлый год почти в два раза упала сумма мошенничества при утере или краже карты — до 9,8 тыс. рублей. Это связано с тем, что банки внедряют новые технологии, а финансовая грамотность клиентов растет: они чаще устанавливают лимиты на операции, не носят карты совместно с пин-кодами, оперативно сообщают в банк о пропаже и несанкционированных операциях.

Однако есть и нетипичные схемы обмана, которые еще в ходу. Например, клиенту поступает предложение заработать на инвестициях. Он связывается с лжеброкерами и переводит им деньги для игры на бирже. Сумма на «брокерском» счете начинает быстро расти. Клиент хочет вывести средства, но для этого нужно заплатить дополнительную комиссию. Он переводит деньги — мошенники пропадают.

Эксперты проанализировали и портрет жертвы. Выяснилось, что больше всего подвержены мошенничеству молодые люди до 33 лет и старше 68 лет. Но самая уязвимая группа клиентов — от 18 до 22 лет, они становятся жертвами злоумышленников на 60% чаще, чем клиенты в группе от 48 до 62 лет. И удивительный факт: обладатели ученой степени чаще всего самостоятельно переводят деньги преступникам в 2,3 раза чаще, чем клиенты с начальным и средним образованием.

Еще немного статистики от исследователей: женщины попадаются на уловки мошенников реже, чем мужчины. Но если мужчины чаще переводят деньги по собственной воле (59% против 41%), то дамы обычно самостоятельно предоставляют банковские данные (58% случаев против 42%). Также выяснилось, что меньше риск стать жертвой у граждан, находящихся в браке.

Эксперты дают советы базовых мер безопасности от возможного фрода. Во-первых, нужно всегда держать в тайне следующие данные: коды из SMS- и PUSH-уведомлений, пин-код карты, контрольные вопросы, данные карты, включая срок действия и трехзначный код. Нельзя также раскрывать персональные данные: отчество, место и год рождения, данные паспорта.

Во-вторых, если кто-то позвонил сам, не следует ему доверять, даже если он представился сотрудником банка. Нужно перезвонить в банк в случае подозрительного звонка или сообщения. Плюс не нужно скачивать никакие программы на смартфон по просьбе незнакомцев и тем более предоставлять им доступ к ним.

Если пропал телефон, то нужно связаться с банком для блокировки приложения и удаления данных карты со смартфона. Также нужно немедленно обратиться к сотовому оператору для блокировки сим-карты и проверить последние операции. И старый добрый совет: не нужно носить записанный пин-код рядом с картой. Лучше подключить оповещения об операциях и настроить лимиты на траты.

Читайте также
Прямой эфир