Смотреть по вложениям
На фоне снижения инвестиционной активности 20 российским субъектам в 2019 году удалось совершить настоящий прорыв. Они смогли усилиться и повысили заинтересованность во вложениях в их экономику. Большая часть субъектов (56) сохранила свои позиции, девять потеряли. Такие данные содержатся в седьмом ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Национального рейтингового агентства (НРА). Именно о необходимости прорыва и запуска нового цикла в этой сфере говорил в среду президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. Он подчеркнул, что все заявленные социальные и инвестиционные планы должны быть обеспечены финансированием в полном объёме. Эксперты, опрошенные «Известиями», также уверены: без поддержки инвестпроектов со стороны государства не обойтись.
После позитивных результатов 2017 и 2018 годов 2019-й начался с определённого замедления динамики — объём инвестиций в основной капитал, который, важно отметить, является драйвером роста ВВП, едва превысил прошлогодний результат. Снижение инвестиционной активности сегодня отмечается в половине российских регионов, говорится в рейтинге НРА, с которым ознакомились «Известия». «Инвестиции выросли в 43 регионах, а в 42 субъектах зафиксировано снижение инвестиционной активности», — отмечают аналитики.
Группа прорыва
Большинству регионов России удалось сохранить свои позиции в рейтинге, но есть и заметное улучшение показателей.
«Для перемещения в более высокие группы этот рост должен быть прорывным — такого результата удалось достичь 20 регионам, чьи рейтинговые оценки в 2019 году были повышены», — подчеркнули в НРА.
По итогам 2019 года агентство повысило рейтинг Калининградской, Мурманской, Курской, Астраханской, Челябинской, Вологодской, Новгородской, Архангельской, Рязанской, Тверской, Кемеровской, Псковской и Ивановской областей, Пермского, Камчатского и Забайкальского краёв, республик Удмуртия, Чечня и Марий Эл, а также Севастополя.
Кстати, именно Севастополь, как отмечают в НРА, совершил рекордный прорыв, перепрыгнув сразу через три ступени. Если в 2018 году город федерального значения находился в самой низкой группе — «умеренная инвестиционная привлекательность», то в 2019-м переместился в «середняки». «Укрепление рейтинговых позиций региона стало возможным благодаря позитивной динамике основных экономических показателей — роста инвестиций в основной капитал, объёма промышленного производства. Причём в качестве основного инвестора выступало государство, объём вложений частного бизнеса стремился к нулю», — указывается в обзоре.
Пример Севастополя очень важен и с точки зрения направлений, заданных в среду президентом. Например, в том, что государство должно помогать регионам привлекать деньги. Владимир Путин подчеркнул: все заявленные социальные и инвестиционные планы должны быть обеспечены финансированием в полном объёме.
— Рост инвестиционной привлекательности Севастополя — яркий пример стимулирования развития региона за счёт финансовой поддержки федерального центра. Частных инвестиций там действительно немного, — пояснил президент НРА Виктор Четвериков.
Недотянули
Девять регионов несколько утратили свои позиции — в их число вошли Республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО, Омская область, республики Алтай, Коми и Бурятия. На вторую строчку рейтинга переместился и Санкт-Петербург, ранее деливший первое место со столицей.
В целом по итогам 2019 года количество дефицитных регионов в России выросло с 15 до 35, напомнил в беседе с «Известиями» главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
— У большинства субъектов всё ещё не хватает собственных средств как для реализации внутренних инвестиционных проектов, так и для выполнения требований, спускаемых сверху, — отметил эксперт. — У многих сохраняется набор проблем в отношении внутреннего спроса, инфраструктурной развитости, достаточных объёмов трудовых ресурсов и т.д.
По его словам, в 2019 году, когда программа выполнения многих нацпроектов «буксовала», некоторые регионы фактически не получили необходимого финансирования из бюджета на местах.
Группа лидеров
Рейтинг НРА делит регионы на три категории. В первую — «высокий уровень инвестпривлекательности» — в 2019 году вошли 24 региона, на которые приходится 62% инвестиций в основной капитал. Прежде всего это обе столицы — Москва и Санкт-Петербург. Также в лидерах Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Московская, Тюменская, Ленинградская, Сахалинская, Белгородская, Калининградская области, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.
Причём, отмечается в обзоре НРА, Москва впервые стала абсолютным лидером — на неё в прошлом году приходилась половина всех инвестиций в основной капитал.
— Долгое время лидерство в нашем рэнкинге делили между собой два крупнейших экономических центра России — Москва и Санкт-Петербург. Все прочие регионы серьёзно от них отставали, — рассказал Виктор Четвериков.
Впрочем, этому есть вполне объективное объяснение.
— Москва стоит особняком от других субъектов, будучи финансовым и кадровым центром, при этом в столице очень низкие транспортные издержки в силу плотной инфраструктуры, близости к центральным точкам транспортной сетки. Лучше здесь и бизнес-климат, более эффективно и прозрачно работают суды и правоохранительная система. Поэтому Москва привлекательна для инвесторов и без софинансирования проектов и прочих дополнительных гарантий, — полагает ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
По его мнению, сейчас необходимо выравнивать ситуацию, чтобы привлекать прямые инвестиции могли и остальные регионы, стимулировать их экономический рост.
Государство всем поможет
Если судить об инвестпривлекательности региона не с точки зрения формальных правил ведения бизнеса, многое будет зависеть от того, какие льготные условия тот или иной субъект предложит бизнесу, насколько он готов софинансировать проекты, уверен Ярослав Кузьминов.
Экономисты много раз говорили, что модель распределения фискальных полномочий и бюджетной ответственности, которая сформирована в начале 2000-х, нуждается в серьёзном пересмотре, напомнил он.
— Если мы хотим на деле добиться существенного улучшения инвестклимата в субъектах Федерации, то в их бюджетах должна быть представлена инвестиционная компонента. Если её не будет, то о прорыве в этой области я бы говорить не стал. Понятно, что её источником для дотационных регионов может быть только федеральный бюджет. Плюс надо зафиксировать и соответствующие дотации на срок более пяти лет, чтобы регион мог планировать свои отношения с инвесторами, — уверен ректор ВШЭ.
Как полагает Антон Покатович, есть шанс, что уже в 2020 году мы увидим более заметные положительные изменения региональных позиций в рейтинге их инвестиционной привлекательности.
— Это произойдёт в случае, если новому правительству удастся повысить уровень эффективности процесса реализации нацпроектов, — отметил эксперт.
Также, на его взгляд, стимулом к росту региональной инвестпривлекательности может стать реализация мер, анонсированных президентом в ходе послания Федеральному собранию, — в виде возможностей компенсации двух третей выпадающих доходов региональному бюджету при применении инвестиционных налоговых вычетов.