Чувства по карману: к 14 февраля вырос спрос на презервативы и цветы
Более половины россиян не собираются отмечать День святого Валентина. А поклонники праздника, согласно опросам, не готовы тратить на подарок большие суммы и намерены преподнести возлюбленным нехитрые сувениры и романтическую атрибутику. Тем не менее маркетологи не сдаются и с каждым годом сфера товаров и услуг всё чаще использует этот праздник для привлечения клиентов. Это постепенно приводит к тому, что отмечать 14 февраля начинают россияне всё более старших возрастных групп.
44% граждан в этом году собираются праздновать День святого Валентина, свидетельствуют данные опроса сервиса Rate & Goods (есть в распоряжении «Известий»). Женщин, желающих сделать подарок своей второй половинке, оказалось больше, чем мужчин (37% против 25%). Большинство мужчин и вовсе не ожидают ничего получить в подарок — таких 73%.
Психолог-сексолог Российского научного сексологического общества, руководитель Центра сексуального здоровья Анна Котенева пояснила «Известиям», что значение этому празднику, как правило, придают только женщины, в то время как мужчины могут вообще остаться с нему равнодушными.
— Сегодня женщина вообще склонна брать инициативу в свои руки. Конечно, это не всегда приводит к положительному результату. Мужчина может оказаться не готов к лишней ответственности, — рассказала Анна Котенева.
Важные мелочи
По данным опроса Rate & Goods, большинство респондентов (44%) планируют потратить на презент возлюбленным не более 1 тыс. рублей. Только 4% готовы заплатить за подарок более 10 тыс. рублей. Традиционно люди чаще всего покупают сувениры и романтическую атрибутику.
Например, на седьмой неделе года (14 февраля) значительный рост по денежному обороту показывают презервативы (+69,6%), шоколадные конфеты (+64,5%), плюшевые игрушки (+40,3%), цветы (+35,6%), в то время как траты на отели снизились (-20,1%), сообщили «Известиям» аналитики Исследовательского холдинга «Ромир».
В этом году с 6 по 11 февраля продажи аромамасел выросли почти в три раза относительно среднего значения, а воздушных шаров в форме сердец и свечей — более чем в два раза, рассказали «Известиям» в пресс-службе Ozon. Также на площадке примерно в четыре раза подскочили показатели реализации нижнего белья.
За последние две недели перед праздником клиенты чаще всего приобретали бьюти-товары (например, косметику), игрушки, ювелирные изделия, бижутерию и аксессуары, сообщили «Известиям» в Wildberries. Так, к примеру, спрос на ювелирные часы-кулоны в форме сердца увеличился на 100%, а продажи шариков-сердец повысились на 95%. Духи и парфюмерные наборы продемонстрировали рост на 60%. Спрос на плюшевые игрушки (мишки и зайчики) поднялся на 80%.
В пресс-службе AliExpress отметили изменение предпочтений в выборе подарков на 14 февраля: в 2019 году в преддверии Дня всех влюбленных пользователи искали товары для красоты (маски, патчи, кисти для макияжа), товары для взрослых и нижнее белье, а в 2020 году переключились на поиск трендовой бижутерии и одежды.
Стрелы маркетинга
Популяризацией праздника пользуются рекламщики, которые организуют многочисленные акции, повсеместно внушая клиентам, что тем непременно стоит сделать подарок своей второй половинке.
— К Дню святого Валентина подключились доставка еды, спа-центры, агентства недвижимости (например, спецпредложения на жилье для семейных пар). Так как стандартный набор подарков у влюбленных ничем не отличается от 23 февраля или 8 Марта (те же самые походы в ресторан со скидкой, косметика, парфюмерия, цветы), то можно сказать, что у сферы услуг в феврале теперь на один ударный день больше, — рассказал «Известиям» управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман.
С маркетинговой точки зрения праздник имеет значение в основном для молодых людей, которые испытывают чувства друг к другу, но еще не связали себя узами брака, утверждают опрошенные «Известиями» маркетологи. По данным опроса Rate & Goods, только 24,8% людей, находящихся в браке, отмечают День святого Валентина.
Управляющий партнер Marketing Logic Дмитрий Галкин, в свою очередь, заявил, что возраст празднующих в России растет с каждым годом. Выгодными предложениями граждан постарше в День святого Валентина, помимо флористов и рестораторов, соблазняют, например, туристические агентства.
— Если еще лет пять назад клиенты маркетинговых агентств изъявляли желание заполучить в День святого Валентина покупателей в возрасте до 30 лет, то последние годы запросы охватывают возраст 35–40 лет, — отметил Дмитрий Галкин.
Впрочем, День святого Валентина нередко отмечают и ученики в школах. Депутат Госдумы РФ Виталий Милонов обратился к министру просвещения Сергею Кравцову с предложением запретить этот праздник в учебных заведениях. По его мнению, праздник формирует у детей ложные ценности.
С парламентарием не согласен директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС Марк Агранович.
— В советские годы у нас в школах было только два праздника, когда было принято дарить подарки: 23 февраля и 8 Марта. Появление у детей третьего праздника, когда они могут подарить друг другу открытки, — прекрасное событие. Он несет в себе только светлое проявление чувств, а значит, имеет право на существование, — уверен он.
Праздный интерес
Противники Дня святого Валентина настаивают, что россияне должны праздновать День семьи, любви и верности, в который принято вспоминать святых Петра и Февронию. Официально дату утвердили в 2008 году, а на родине святых, в Муроме, его отмечают с 1990 года. Вот только многие до сих не знают о существовании этого праздника, особенно молодые люди, считает замруководителя Центра русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова, кандидат искусствоведения Екатерина Дорохова.
По ее мнению, российская версия Дня влюбленных не столь раскручена, а молодежь склонна тянуться к авторитету своих западных товарищей. Специалист не видит ничего плохого в том, чтобы отмечать День влюбленных «по европейскому календарю». К тому же православная церковь никогда не выступала с заявлениями о том, что не стоит уважать святого Валентина. В 2001 году патриарх Алексий II даже принял в дар от епископа города Терни частицу мощей святого Валентина, которой сегодня может поклониться каждый верующий в храме Христа Спасителя.
— День святого Валентина представляет собой вечный спор западников и славянофилов, которому уже более полутора столетий. Тем не менее сегодня возникает много праздников. Им порой люди придают больше значения, чем официальным выходным, — отметила Екатерина Дорохова.
По ее словам, с научной точки зрения праздник — далеко не синоним веселья. Термин происходит от слова «праздность», то есть когда люди не работают из-за какого-то особого повода, напомнила Екатерина Дорохова. В древности праздник был связан с магией: человек общался с природой, совершал обряды, например, для хорошего урожая. Сейчас эти обряды превратились в обмен валентинками.