Реквием с апельсинами: что представит МАМТ в новом фестивальном сезоне


Реквием с апельсинами, шедевры эпохи барокко и новейшие эксперименты. В Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ) презентовали очередной сезон фестиваля в Экс-ан-Провансе (Festival international d'art lyrique d'Aix-en-Provence), который пройдет с 30 июня по 18 июля. «Известия» оценили разнообразие афиши одного из крупнейших форумов Европы.
Фестиваль в Экс-ан-Провансе основан в 1948 году и проходит ежегодно. В программе фестиваля собственные оперные продукции, а также камерные и симфонические концерты. Всемирную известность форум получил благодаря двум его директорам — Стефану Лисснеру, руководившему Эксом с 1998 по 2006 год, и Бернару Фоккрулю (2007–2018). Если пользоваться арт-терминологией, можно сказать, что провенанс Экс-ан-Прованса впечатляет. В 2019-м форум возглавил режиссер Пьер Оди, который и представлял программу в МАМТе. По его словам, главное для него как директора — не забывать о принципах, обеспечивавших успешность фестивалю на протяжении 70 лет.
— То, чему следовали мои предшественники, и для меня остается главным, — поделился Пьер Оди с «Известиями». — Это привлечение самых неординарных фигур европейской режиссуры плюс высочайший музыкальный и исполнительский уровень. Все оперы в программе-2020 основаны на реальных событиях и исторических фактах. Они напоминают нам, что искусство — это ответ на необходимость превзойти банальность реальности и достичь чего-то возвышенного и всеобъемлющего.
МАМТ не просто предоставил площадку для презентации, но и объявил о большом проекте, который пройдет в Москве в апреле 2022 года в рамках фестиваля «Золотая маска». Зрителей ожидает опера Клаудио Монтеверди «Коронация Поппеи», которую поставят режиссер Тед Хаффман и дирижер Леонардо Гарсиа Аларкон, а также уже прошедший в Экс-ан-Провансе «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи. Меломанам предстоит насладиться творчеством режиссера и удивиться ловкости дирижера. Рафаэль Пишон обошелся с Моцартом по-приятельски. Не стал благоговеть перед партитурой и включил в спектакль другую музыку.
Моцарта, конечно, лучше слушать в концертном зале — воображение слушателя богаче любых постановочных фантазий, но фестиваль в Экс-ан-Провансе режиссерский: любит переиначивать классику, да так, что опознать оригинал порой затруднительно. В числе премьер этого сезона — спектакль одного из главных таких креативщиков, Дмитрия Чернякова. Он поставит моцартовскую «Так поступают все». За дирижерский пульт встанет Томас Хенгельброк.
Режиссер, который сейчас репетирует в Большом театре «Садко», рассказал о собственных впечатлениях от фестиваля. По его словам, летом обычно тихий Экс напоминает большое фойе.
— Спектакли идут сразу на нескольких площадках, так что, гуляя по городу, встречаешь всех, с кем только что был в зрительном зале. Еще хорошо, что за вечер, перебегая из зала в зал, можно посмотреть сразу несколько постановок, — порадовался Дмитрий Черняков.
О своем спектакле он говорить не стал, но призвал всех желающих не пропустить очередной фестивальный сезон — «будет интересно». Коллегу поддержал директор форума Пьер Оди, представивший афишу-2020. Помимо постановки Чернякова и «Коронации Поппеи», в нее вошли «Воццек» Альбана Берга (дирижер Саймон Рэттл, режиссер Саймон Макберни), «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова (Азиз Шохакимов, Барри Коски), «Орфей» Клаудио Монтеверди (концертное исполнение, дирижер Леонардо Гарсиа Аларкон).
Мировой премьерой станет «Невинность» композитора Кайи Саариахо (дирижер Сюзанна Мялкки, режиссер Саймон Стоун). В опере будут заняты 80 оркестрантов, смешанный хор и 13 солистов. Судя по аннотации, зрители увидят политкорректный триллер. Она румынка, он финн. Они любят друг друга и решили пожениться. Но в день свадьбы всплывает страшный секрет…
Фестиваль в Экс-ан-Провансе не ограничивается оперными постановками. Здесь есть Академия, ведущая образовательную и исследовательскую работу. Плюс множество специальных событий — встречи, дискуссии, городские мероприятия для широкой публики. Фестиваль одним из первых стал транслировать постановки на телевидении. В 2017 году Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко открыл проект «Опера на экране» циклом спектаклей из Экс-ан-Прованса.
Гендиректор МАМТа Антон Гетьман назвал международное сотрудничество одним из принципиальных свойств фестиваля.
— Выпуск копродукций с самыми разными театрами мира, в том числе и российскими, позволяет вовлекать всё большие творческие и продюсерские ресурсы, — рассказал он «Известиям». — Фестиваль и его команда ведут большую просветительскую деятельность, в которую включен и наш театр.
МАМТ — постоянный партнер фестиваля в Экс-ан-Провансе. Сейчас в афише театра значится совместная постановка «Похождений повесы» Игоря Стравинского. Что-то из нынешнего фестивального сезона тоже наверняка появится на Большой Дмитровке.