
Не твое дело: первокурсники не хотят работать по специальности

Меньше половины первокурсников планируют работать по специальности после окончания вуза. Об этом свидетельствуют данные опроса образовательной компании Maximum Education (документ есть в распоряжении «Известий»). 50% респондентов считают, что их работа будет лишь частично соответствовать полученному образованию. При этом большинство опрошенных (68%) заявили, что выбирали специальность самостоятельно. Эксперты отрасли связывают ситуацию с низким уровнем профориентации в школах, а также с большим разрывом между учебными программами и компетенциями, необходимыми для работы.
Рудимент индустриализации
Работать по специальности после окончания вузов и институтов собираются только 45% первокурсников, следует из данных опроса. 50% респондентов уверены, что их будущая профессия только отчасти окажется связана с выбранным факультетом. Оставшиеся 5% вовсе не соотносят свое образование с работой.
При этом, согласно результатам того же опроса, направления учебы вчерашние школьники в большинстве своем (68%) выбирают сами. Четверть респондентов (25%) ориентировались на мнение родителей. И всего 6% опрошенных положились на результаты профориентационных тестов или мнение психологов. Еще 1% студентов при выборе будущей профессии пошли на поводу у друзей.
— Общество и государство уделяют огромное внимание развитию профориентации школьников. Инициируется создание федеральных проектов,на уровне как государства, так и частных компаний. Однако результаты опроса показывают, что большинство первокурсников при выборе специальности ориентировались на собственное мнение, а не на результаты профориентационных тестов или советы психологов, — пояснил генеральный директор Maximum Education Михаил Мягков.
Сегодня в школах категорически не хватает профориентации, считает заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, первокурсники очень плохо представляют, чем им впоследствии придется заниматься. Того же мнения придерживается и директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская.
— Между знаниями и компетенциями, которые студенты получают в вузах, и реальной работой очень слабая связь, — отметила она.
Выбирая, например, направление «Экономика», вчерашний школьник не думает о том, что ему, скорее всего, придется работать операционистом. А для этого нужно владеть документооборотом и уметь общаться с клиентами, а не только знать все тонкости банковской системы, пояснила эксперт.
Решить проблему частично может система «2+2+2», когда студент после второго курса и бакалавриата может сменить направление, считает Ольга Назайкинская.
Само же понятие «работа по специальности» было актуально только в индустриальном обществе и условиях плановой экономики, подчеркнула она. Сейчас это рудимент, от которого нужно избавляться, полагает эксперт.
— Сегодня рынок труда настолько междисциплинарный, что работать в рамках одной узкой профессии не получится. Особенно это заметно в социогуманитарной сфере, — объяснила Ольга Назайкинская.
В качестве примера она привела ситуацию с профессией ивент-менеджера: ни один вуз не предлагает освоить мастерство организации мероприятий, но в такую сферу часто приходят социологи или пиарщики. Формально это не считается работой по специальности, но знания, полученные ими в процессе обучения, оказываются здесь полезными.
Медик навсегда
Разочарование в профессии после первого курса — распространенная проблема, отметила Ирина Абанкина.
— Дело еще и в том, что первый курс перегружен так называемыми фундаментальными составляющими — в этом плане университеты не очень доверяют школам. Так что профориентированности на первых порах мало, — сказала она «Известиям».
Кроме того, вчерашние школьники на этом этапе еще адаптируются к новым условиям. Им нужно привыкнуть, что теперь они предоставлены сами себе и отвечают за полученные навыки тоже самостоятельно.
Большинство опрошенных первокурсников (64%) отметили, что преподаватели в университете уделяют студентам меньше времени, чем школьные учителя. 23% респондентов сочли «уровень внимания к учащимся» одинаковым, только 13% заявили, что в вузах студентами занимаются больше, чем в школах.
Многое зависит и от длительности «студенческих лет». Самый большой процент трудоустройства по специальности, по словам Ирины Абанкиной, наблюдается в области здравоохранения. Медики учатся своему делу дольше остальных, а потому, потратив столько лет только на образование, стараются оставаться в рамках своей области.
— А вот с инженерами ситуация, наоборот, очень сложная, — отметила эксперт. — С одной стороны, поступление на это направление очень поощряется, и у нас достаточно много вузов, предлагающих различные программы такого рода. Но на этапе трудоустройства у ребят начинаются проблемы.
В традиционной сфере применения инженерных наук, объяснила она, очень слабая ротация кадров — специалисты трудятся на своих позициях годами и продолжают работать даже после выхода на пенсию. В инновационном же секторе просто не хватает рабочих мест, особенно в регионах.