
Своя среди своих: чего ждут от нового министра культуры Ольги Любимовой

Ольга Любимова сохранит и будет наращивать темпы, заданные Владимиром Мединским. Об этом министр культуры заявила во время представления ее деятелям искусства. Передача власти в ведомстве произошла из рук в руки. Экс-министр Владимир Мединский находился в зале и, наряду с деятелями культуры, рассказал «Известиям», какие ожидания он связывает с новым руководителем.
Зал коллегий ведомства до отказа заполнили мэтры российского искусства: пришли глава Большого театра Владимир Урин, исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов, ректоры Владимир Малышев (ВГИК), Евгений Князев (Театральный институт им. Щукина), Александр Соколов (Московская консерватория), президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, главы ведущих оркестров Владимир Федосеев и Юрий Башмет, худрук РАМТа Алексей Бородин, директор Музеев Кремля Елена Гагарина, глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров и другие руководители ведущих художественных институций.
Вспоминать с любовью
Экс-министр появился на сцене под бурные аплодисменты и сообщил, что готовил презентацию достижений, однако скажет всё в двух словах, а презентацию выпустит на сайте. Культурно-образовательные кластеры и охрана музеев, оптимизация институций и усадьба за рубль — это лишь малая часть государственных вопросов, которыми Министерство культуры занималось в течение почти восьми лет руководства Владимира Мединского.
Если коротко, втрое с 2012 года выросли доходы федеральных музеев, в два с лишним раза (с 15,5 млрд до 27, 5 млрд рублей) — сборы российского кино. В 2019 году российские театры дали 7,9 тыс. спектаклей против 6,2 тыс. в 2012-м. Посещаемость российских музеев почти удвоилась и по итогам 2019 года составила 155 млн человек, доходы от продажи билетов выросли в 2,5 раза и достигли 17,7 млрд рублей. С 2012 по 2019 год отреставрировано и реконструировано более 900 объектов, из них 220 объектов культурного наследия.
— Каждый раз, когда я буду проходить мимо новых помещений Третьяковки, новой Национальной российской библиотеки, нового Политеха, новой Филармонии, Литмузея, Института культуры и еще много чего нового, я буду с любовью вспоминать проведенное в Министерстве культуры время, — заявил экс-глава ведомства.
Появившаяся перед коллегами Ольга Любимова сообщила: она представить себе не могла, что будет стоять на этой сцене в таком качестве, однако с того момента, когда министром был Владимир Мединский, ничего не изменилось, и дверь ее кабинета тоже будет открыта для всех.
— Совсем недавно мы проводили здесь питчинги, и мне казалось, что это один из сложнейших дней в моем календарном году. Нам всем предстоят очень непростые дни, но я знаю, что у нас есть команда, я в ней росла, — резюмировала Ольга Любимова. — С такой командой работать не страшно. И я уверена, что продолжим работать в том же темпе. Тем более что теперь очевидно: нам его нужно только наращивать. У нас намечен путь, огромное количество планов. И я думаю, мы готовы. Постараюсь вас не подвести.
В свою очередь, экс-руководитель готов оказать Ольге Любимовой помощь.
На вопрос «Известий», как он оценивает свою преемницу, Владимир Мединский отметил, что это замечательный кандидат, который хорошо себя зарекомендовал, работал на самых разных должностях в министерстве, можно сказать, вырос здесь.
— Я очень рад за Ольгу Борисовну, и, насколько это возможно, если потребуется, она может рассчитывать на мой совет, — заверил Владимир Мединский «Известия».
Нерешенные вопросы
Какие проблемы предстоит решать новому министру?
Главным минусом театральной сферы можно считать законодательно нерешенный вопрос правового регулирования государственных и муниципальных закупок в сфере культуры, грозящий коррупционными нарушениями.
Рост интереса к музеям со стороны зрителей увеличился настолько, что прежние методы обеспечения безопасности могут давать сбои: тревожный звонок прозвучал в Третьяковской галерее, где средь бела дня была украдена картина Куинджи.
В сфере реставрации памятников культурного наследия имела место коррупционная составляющая: судебный процесс над чиновниками Минкультуры, обвиненными в хищении (в их число попал замминистра Григорий Пирумов), стал самым громким скандалом периода руководства Владимира Мединского.
Российское кино, благодаря системе питчингов и прозрачному финансированию, действительно стало востребованным, вместе с тем система, регулирующая сроки производства фильма и предусматривающая штрафы за их нарушение, поставила под удар ряд мастеров. Режиссер Сергей Дворцевой, сверх положенных сроков снимавший картину «Айка» (фильм получил приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале), должен выплатить Минкультуры 7,5 млн рублей, что для него сумма непосильная.
Назревают проблемы в оптимизированных путем объединения художественных институциях. Неясно, что общего будет у МХТ имени Чехова и Студии театрального искусства, если должность худрука МХТ покинет Сергей Женовач, под которого создавался этот альянс. ГМИИ имени Пушкина получил в качестве филиалов около десятка региональных центров, но не средства на их ремонт.
Строительство самых амбициозных проектов Минкультуры — культурно-образовательных кластеров в регионах — возложено на внебюджетные источники, и ведомство лишено возможности контролировать сроки строительства. Провинциальные театры оперы и балета в большинстве случаев нерентабельны в связи с дороговизной содержания и малой посещаемостью. Все эти вопросы предстоит решать новому руководству Минкультуры.
Дипломатична и умеет работать
Деятели отечественного искусства в беседах с «Известиями» в целом оптимистично оценили возможности Ольги Любимовой.
По мнению и.о. гендиректора киностудии «Ленфильм» Эдуарда Пичугина, плюсом нового министра является то, что она человек изнутри ведомства (с 2018 года Ольга Любимова возглавляла департамент кинематографии Минкультуры. — «Известия»), знающий, какие задачи предстоит решить. Не будет периода перенастройки, адаптации.
— Новый министр — весьма прелестная женщина, молодая, — поделилась с «Известиями» президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
Человеком дипломатичным, умеющим работать с людьми, способным решать сложные проблемы не в ущерб окружающим назвал Ольгу Любимову глава Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов.
— Мне кажется, это логичное назначение. Очень приятно, что в кинематографии проявился министр культуры, — отметил он. — Другое дело, как она будет ориентироваться в других видах искусства, музейном деле и так далее, но, думаю, она сумеет окружить себя помощниками, которые ей в этих направлениях помогут.
Ректор Института им. Репина Семен Михайловский заметил, что должность министра культуры — не самое желанное место: приходится заниматься многими вещами, далекими от культуры, к тому же общество будет всегда настроено критически, но то, что Ольга Любимова — человек из интеллигентной семьи, к тому же имеющий опыт работы в министерстве, обнадеживает.
Председатель правления Союза композиторов России Рашид Калимуллин выразил надежду, что новый министр будет уделять внимание всем видам искусства.
— Пожалуй, при прежнем руководстве Минкультуры мы чувствовали, что на нас, композиторов, недостаточно обращают внимания. Хотелось бы, чтобы это изменилось при новом руководителе, — заметил он.
Худрук МХАТа им. Горького Эдуард Бояков отметил, что Ольга Любимова производит впечатление очень компетентного, яркого, живого и молодого профессионала.
— Надеюсь, будет продолжена линия по принципиальному развороту в сторону культурной политики, патриотизма, того, что не надо стесняться разговоров про идеологию, смыслы и идеи, — сказал он.
Эдуард Бояков выразил надежду, что Ольга Любимова будет «министром со своей позицией».
Материал подготовили Марина Иванова, Зоя Игумнова, Николай Корнацкий, Наталья Васильева, Сергей Уваров
Ольга Любимова окончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа. С начала 2000-х работала на ТВ. В 2015–2016 годах была советником в департаменте кинематографии Минкультуры, занималась документальным кино. С 2016-го возглавляла дирекцию социальных и публицистических программ Первого канала. С 2018-го была главой департамента кинематографии Минкультуры.