Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

От центра к центрам: Пушкинский музей прирастет филиалами в регионах

ГМИИ пытается решить проблему со зданиями в субъектах
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Переход Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) от РОСИЗО к Пушкинскому музею вошел в завершающую фазу. Региональные отделения ГЦСИ теперь юридически будут филиалами ГМИИ, при этом их федеральное финансирование на 2020 год сохранено в полном объеме и составит более 140 млн рублей. ГМИИ же планирует создание новых филиалов — в Хабаровске, Вологде, Уфе и Сочи. Об этом «Известиям» рассказали представители музея и Министерства культуры России.

Переломный момент

Слухи о том, что ГЦСИ войдет в состав ГМИИ, появились еще прошлой весной, но официально об этом было объявлено в начале июля. Тем не менее вплоть до конца 2019 года Центр современного искусства продолжал работу в составе РОСИЗО, куда был включен в 2016-м: открывались новые выставки (в том числе весьма масштабные — например, двухчастная «Геометрия в культуре XX–XXI веков»), планировались долгосрочные проекты (NEMOSKVA, Уральская и Ширяевская биеннале). В начале декабря рядовые сотрудники признавались, что пока у них полная неопределенность: кто будет работать в новой структуре, как всё это оформят, какие проекты сохранятся, а какие — закроют…

Главный вопрос был связан с финансированием, поскольку в решении министерства соединить очень крупную институцию с другой сложно было не усмотреть стремления провести что-то вроде оптимизации. Но директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов заверил «Известия», что урезать бюджет не планируется.

— Финансирование бывших филиалов РОСИЗО сохранено в полном объеме на 2020 год и составляет более 140 млн рублей. Этот объем не окончательный — мы рассчитываем на привлечение внебюджетных средств филиалами, на содействие и софинансирование культурных проектов регионами, в которых находятся филиалы, — отметил Владислав Кононов.

Брак по любви

Представители ГМИИ о долгосрочном финансировании говорят неохотно, подчеркивая, что многое еще находится в процессе обсуждения. Это касается в том числе концепции развития.

— У нас брак по любви, не по расчету. У ГМИИ и ГЦСИ родственное понимание мира. Но любое такое соединение — непростая штука, даже если люди любят друг друга. Многое меняется, на этом пути есть немало сложных моментов, — поделилась с «Известиями» директор Пушкинского музея Марина Лошак. — Нам нужно выработать парадигму совместного движения, мы сейчас вместе пытаемся найти формулы, которые будут наиболее эффективными и комфортными для нас.

Но главная проблема уже ясна — отсутствие у многих региональных отделений собственных помещений.

— В нашем распоряжении только одно пространство, где можно серьезно работать, — Арсенал в Нижнем Новгороде. В случае со всеми остальными филиалами кое-где настоящие руины, с которыми непонятно, что делать, поскольку на их реставрацию нет средств. Без решения этой проблемы сложно будет осуществлять масштабные планы, — посетовала директор.

В Минкультуры возлагают надежды именно на ГМИИ и задачи формулируют амбициозно.

— Многие филиалы находятся в непростой ситуации, связанной с низкой эффективностью использования имеющихся ресурсов, непростыми вопросами недвижимости, необходимостью ремонта и реконструкции. Но их деятельность должна соответствовать роли, которую Пушкинский музей выполняет в культурной жизни страны. Поэтому главная цель — повышение эффективности филиальной сети. Нужен прорыв, — подчеркнул Владислав Кононов. — Конечно, мы ожидаем увеличения и посещаемости, и узнаваемости, и внебюджетных доходов. Но главное — во всех филиалах жизнь должна бить ключом. Они должны стать одними из центров культурной жизни в регионах.

Искусство и лифты

Представители ГМИИ и Минкультуры воздержались от конкретной оценки деятельности прежнего руководства ГЦСИ в составе РОСИЗО. Более откровенно высказался основатель и первый руководитель ГЦСИ, искусствовед Леонид Бажанов.

— Чуть ли не первое, что пострадало в ГЦСИ после вхождения в состав РОСИЗО, даже не выставки. Была остановлена хозяйственная деятельность, лифты перестали работать, — возмутился Леонид Бажанов.

«Известия» обратились за комментарием к РОСИЗО, но на момент публикации пресс-служба организации его предоставить не смогла.

Переход ГЦСИ к ГМИИ Леонид Бажанов в целом оценил позитивно, оговорившись, что, хотя в идеале он все-таки за независимое развитие ГЦСИ, принятое решение позволит вывести институцию из тяжелой ситуации.

— Для коллектива ГЦСИ это прекрасный выход. Конечно, если рассматривать ГЦСИ как отдельный проект с определенной концепцией, своим вектором развития, то он кончился в 2016 году. Но тот факт, что накопленный опыт и человеческий ресурс — сотрудники — теперь перейдут к Пушкинскому музею, на мой взгляд, прекрасно. ГМИИ — один из лучших музеев страны. И опыт ГЦСИ именно в области современного искусства будет ему полезен, — отметил эксперт.

Сотрудники ГЦСИ уже числятся в штате ГМИИ. Идет оформление документов, штатное расписание приводится в соответствие с музейным. По словам заместителя директора по региональному развитию Пушкинского музея Екатерины Кочетковой, всех обеспечат работой, зарплатой и социальными гарантиями.

Региональные сотрудники ГЦСИ в целом позитивно смотрят на будущее в составе ГМИИ.

— Когда ГЦСИ был самостоятельной организацией, был один масштаб деятельности. С переходом в Пушкинский музей он может увеличиться. Нам нравится, что у нас появились партнеры-профессионалы — сотрудники ГМИИ. Мы можем с ними советоваться, объединяться, делать общие вещи, ставить серьезные художественные и теоретические проблемы. То, что разговор идет на другом уровне, нас очень вдохновляет, — поделилась с «Известиями» Анна Гор, глава нижегородского филиала ГЦСИ.

Третье место

А что это объединение означает для зрителей? Конкретная программа пока не обнародована, но, если резюмировать сказанное представителями ГМИИ-ГЦСИ, выставки будут значительнее и качественнее, а кроме того, вокруг региональных центров должна вырасти полноценная культурно-образовательная инфраструктура.

— Мы хотим совершенствовать интеллектуальную среду в самом широком смысле, создавая современные, приятные пространства, где можно будет просто хорошо провести время. Это принято сейчас именовать концепцией третьего места, куда человек может прийти, выпить кофе, отдохнуть или посидеть с компьютером, — рассказала Екатерина Кочеткова. — Также будем активно развивать образовательные программы. В частности, планируем сотрудничать с местными университетами.

Планы, однако, будут претворены в жизнь не сразу — отчасти из-за объективных сложностей и огромного масштаба поставленных задач, отчасти — из стремления не рубить с плеча, а осуществить максимально плавный переход. Например, почти все выставки, запланированные еще при РОСИЗО, будут сделаны. И точно сохранятся все крупные долгосрочные проекты. Это если говорить о 2020-м и отчасти — о 2021-м. А вот что будет дальше — пока, видимо, не вполне представляют даже в ГМИИ и Минкультуры. Но надеются на лучшее.

Читайте также
Прямой эфир