Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Тройка у Кремля: парк «Зарядье» запустил новую выставочную программу

Цикл трехкартинных выставок стартовал с работ Виноградова и Дубосарского
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Современное искусство у Китайгородской стены XVI века, ностальгический взгляд на оттепель из эпохи гламура, отблески видеоарта на древних деревянных сваях — всё это можно увидеть в подземном музее парка «Зарядье». Раньше там демонстрировались столичные археологические находки, теперь же взят курс на изобразительное искусство. Каждые две-три недели в рамках цикла #три_ будет открываться новая выставка. На первой можно увидеть работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского.

Название цикла #три_ указывает на количество живописных экспонатов: их всего три, и это, пожалуй, самая уязвимая часть концепции. Тем более вход не бесплатный: 200 рублей (100 — для льготных категорий). Вряд ли этим можно привлечь столичных ценителей искусства, привыкших к куда более насыщенным проектам. Очевидно, прицел на иногородних туристов и тех, кто зайдет в подземный музей спонтанно, заодно — скажем, после посещения ледяной пещеры или видеоаттракциона «Полет над Москвой».

Впрочем, такая лаконичность продиктована прежде всего самим пространством. Оно выстроено вокруг сохранившегося фрагмента Китайгородской стены XVI века и имеет П-образную форму. В трех узких коридорах вдоль древнего строения — три раздела выставки: сначала зритель видит информационный стенд с мультимедийными экранами, затем, поворачивая налево, проходит мимо настенных дисплеев с тематическими видео и, наконец, попадает в финальный, самый интересный отсек, где в больших стеклянных витринах располагаются сами картины.

Витрины эти постоянные, поэтому картин принципиально иного формата или размера здесь не появится. Видимо, решение демонстрировать живопись именно за стеклом (причем, не позволяющим подойти к произведениям близко) обусловлено, во-первых, соображениями безопасности, а во-вторых, необходимостью обеспечить стабильную температуру и влажность, что в парке на берегу реки особенно непросто.

Понятно, что привлекательность выставок будет в первую очередь зависеть от уровня представленных работ. В конце концов, и демонстрация одной картины может стать событием — если это, например, Рафаэль, Караваджо или иная фигура сопоставимой величины. Дубосарский и Виноградов? Да, это знаковый дуэт для отечественной арт-сцены 1990–2000-х, но созданные ими произведения дефицитом никак не назвать. Поэтому решение начать проект #три_ именно с их творчества — спорное.

Хотя картины-то хорошие. Две из них (2014 года) написаны в черно-белой гамме по известным оттепельным фотографиям, где Белла Ахмадулина читает свои стихи, а Юрий Гагарин и Валентина Терешкова беседуют в «Голубом огоньке» на Шаболовке. Намеренное отсутствие деталей, подспудно ощущаемая условность изображения при его кажущейся реалистичности создают ностальгический флер. Это уже не увеличенные фотографии, а скорее воспоминания о них. А может — трансляция по старому нечеткому телевизору…

Третья из представленных картин называется «Соседка» (2010), создана в цвете и формально к оттепельной теме не относится. Мы видим смущенную девушку на лестничной клетке, а со стороны зрителя на нее смотрит юноша. Рождение любви? Шаг к примирению после ссоры? Судя по одежде, персонажи современные. Но вот настроение этой мизансцены — совершенно шестидесятническое. Сразу вспоминаются работы Юрия Пименова, мастера подобных сюжетов, наполненных внутренним светом, обаянием юности и романтичной недосказанностью.

Ощущение, что должно быть продолжение, вызывает и выставка в целом. Хотя три представленные картины складываются в выразительное высказывание, все равно хочется большего. И демонстрируемые на экранах видеофрагменты документального фильма Евгения Митты и Александра Шейна «Виноградов и Дубосарский. Картина на заказ» вряд ли способны утолить эту жажду искусства. Тем более они представлены без родного звука, вместо которого помещение наполняет странная и неуместная фоновая музыка.

В общем, пока проект #три_ выглядит скорее дополнительным сиюминутным развлечением для посетителей «Зарядья». Модные художники, эффектно решенное пространство, но... главной ценностью здесь оказываются не картины, а собственно Китайгородская стена и деревянные сваи под ней. Вот уж действительно вневременные экспонаты. Впрочем, всё может измениться, если «Зарядью» удастся регулярно привозить действительно знаковые раритетные полотна.

Читайте также
Прямой эфир