Счетное мгновенье: в СБП протестировали упрощенную оплату товаров
Система быстрых платежей (СБП) вышла на новый уровень: онлайн-ритейлеры протестировали функцию «мгновенный счет», выяснили «Известия». Технология позволяет сделать покупку в интернет-магазине через сервис ЦБ без QR-кода. Это удобно для пользователей смартфонов и выгодно для ритейлеров, поскольку комиссия за перечисления через систему в несколько раз ниже ставок эквайринга, отмечают эксперты. Пока только восемь банков тестируют оплату товаров и услуг через СБП, но уже в этом году она будет полномасштабно развернута, ожидают в ЦБ.
Посчитали мгновенно
В России прошла первая оплата в СБП с помощью мгновенного счета. Ее провели онлайн-ритейлер Ozon и Ак Барс Банк. Запуск этой функции стал следующим шагом развития системы после успешного внедрения сервисов переводов по номеру телефона между физлицами и платежей в магазинах и кафе по QR-коду.
Чтобы сделать покупки с помощью «мгновенного счета», нужно в мобильном приложении магазина выбрать способ оплаты «через СБП» — после нажатия этой кнопки клиента «перебросит» в приложение его мобильного банка, где он сможет подтвердить платеж.
Как писали «Известия», оплата через QR-код при заказе товара в онлайн-магазине неудобна, так как клиент со смартфона не сможет просканировать код на своем же экране, а введение реквизитов потребует дополнительных действий от покупателя.
К СБП подключилось уже 36 банков, но только восемь из них пилотируют оплату товаров и услуг через нее по различным сценариям, сообщили «Известиям» в ЦБ. В регуляторе подчеркнули, что к эксперименту подключились более 50 магазинов и ресторанов. В Банке России ожидают массового развития платежей в адрес юрлиц через СБП уже в I квартале 2020 года.
Клиентам-физлицам нескольких кредитных организаций, в том числе — Промсвязьбанка, банков «Ак Барс» и СКБ, уже доступна функция оплаты по QR-коду, сообщили «Известиям» в Национальной системе платежных карт (НСПК), которая выступает оператором СБП. В пресс-службе компании добавили, что работающие решения для бизнеса (например, кассовые интеграции) уже представили в том числе ВТБ, «Ак Барс», Росбанк.
Сценарий «подписки» планируется представить рынку уже в 2020 году, подчеркнули в НСПК.
Технология «мгновенный счет» позволит активнее популяризировать СБП, поскольку это удобный способ оплаты в интернете, который можно быстро интегрировать, уверен руководитель направления эквайринга и электронной коммерции Ак Барс Банка Ильназ Ситдиков.
— «Мгновенный счет» будет особенно востребован онлайн-ритейлерами, поскольку он удобнее для покупателей, которые совершают платежи в мобильном телефоне. Им не нужно сканировать QR-код смартфоном с десктопного устройства, достаточно перейти по платежной ссылке, — подчеркнула руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса Промсвязьбанка Ольга Алексюк.
В ВТБ, Райффайзенбанке, Рокетбанке, банках «Абсолют» и «Левобережный» сообщили, что работают над внедрением технологии платежей в адрес юрлиц и уже скоро она будет реализована. Однако прогнозы их аналитиков относительно полномасштабного развития сервиса не так оптимистичны, как предположения ЦБ: в банке «Левобережный» его ожидают во II–III кварталах, а в Абсолют Банке — к концу 2020 года.
Ждут гиганта
Больше половины предоплаченных заказов приходится на мобильное приложение — новый способ оплаты подойдет именно пользователям, которые предпочитают совершать покупки со смартфона, рассказал вице-президент по цифровым финансовым сервисам Ozon Никита Сайгутин.
В Wildberries, «Связном» и группе «М.Видео-Эльдорадо» сообщили, что готовы рассмотреть возможность внедрения функции оплаты по «мгновенному счету». В будущем она завоюет популярность благодаря простоте в использовании, подчеркнул представитель Wildberries.
Продавцам выгодно, чтобы их клиенты платили через СБП, поскольку таким образом они избегают высоких тарифов за эквайринг, пояснил глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
— Максимальная комиссия в системе ЦБ составляет 0,7% от суммы платежа, а тарифы за эквайринг начинаются от 1,8%. Таким образом, обслуживание клиентов через СБП обойдется ритейлеру в несколько раз дешевле, что позволит делать скидки для клиентов, — подчеркнул Артем Соколов.
Полномасштабного развития функций оплаты через СБП следует ожидать после подключения к системе Сбербанка, подчеркнул глава АКИТ. Он пояснил: многие россияне — клиенты этой кредитной организации, и технология не будет популярной, пока в ее мобильном приложении не появится соответствующей функции для оплаты по QR-коду или через «мгновенный счет».
По требованию ЦБ к 1 октября 2019 года 11 системно значимых кредитных организаций должны были подключиться к СБП. Это успели сделать все, кроме Сбербанка. Его глава Герман Греф обещал присоединение к системе в I квартале 2020-го.
Кредитные учреждения активно участвуют во внедрении и развитии СБП, так как это одна из составляющих их доходов, отметил аналитик «Финама» Алексей Коренев. Он добавил, что на рынке банковских услуг высокая конкуренция. СБП — возможность перераспределить доли эквайрингового рынка и расширить количество клиентов-юрлиц, основную часть которых сейчас обслуживает Сбербанк.