Диверсии произошедшего: почему данные США о крушении Boeing вызывают сомнения
Поддерживать определенную версию крушения украинского Boeing в Иране на первом этапе расследования недопустимо. Об этом «Известиям» заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Он подчеркнул: следствие ведется в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), исходя из которых ключевую роль в расследовании должна играть страна, где произошло крушение, то есть Иран. Сейчас обсуждается несколько версий. Лидеры западных государств настаивают на том, что причиной катастрофы стал непреднамеренный удар иранской ПВО. Однако, как заявил президент Украины Владимир Зеленский, это пока не подтверждено. Между тем собеседники «Известий» в оборонно-промышленном комплексе и военном ведомстве поставили под сомнение заявления американских источников о том, что разведка США якобы засекла работу стрельбового радара ЗРК «Тор» в момент катастрофы. Для этого неподалеку от Тегерана должен был находиться американский беспилотник.
Не подтверждено
9 января получила ход очередная версия крушения Boeing-737 компании «Международные авиалинии Украины» в Иране. Так, агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве США сообщило, что лайнер мог быть случайно сбит иранскими средствами ПВО. Позднее эту версию поддержал премьер-министр Британии Борис Джонсон, а глава канадского правительства Джастин Трюдо заявил: у Оттавы есть данные «из многих источников» о том, что «самолет был сбит иранской ракетой класса «земля–воздух». При этом главы западных стран в своих заявлениях по этой версии сходятся в том, что удар мог быть нанесен непреднамеренно. В Тегеране подобное обвинение категорически отвергли.
Президент Украины Владимир Зеленский в заявлении, опубликованном 10 января в своем Telegram-канале, также не исключил, что причиной катастрофы мог стать ракетный удар, однако подчеркнул: на сегодняшний момент это не подтверждено. После трагедии на Украине была создана специальная комиссия по расследованию причин крушения самолета. Как заявил Зеленский, «Киев призывает всех международных партнеров — прежде всего США, Канаду и Великобританию — предоставить данные и доказательства относительно катастрофы в распоряжение комиссии».
Как заявил 10 января официальный представитель иранского правительства Али Рабии, власти готовы допустить к расследованию все стороны, которые имеют отношение к происшествию. При этом он посоветовал США «отказаться от передачи ложной информации о трагедии». К настоящему моменту в Иран была направлена делегация Канады. О готовности содействовать в расследовании заявили США, Германия, Франция. Представители иранских властей заявили, что предпочли бы самостоятельно расшифровать записи «черных ящиков» с места трагедии, однако при необходимости могут отправить их Украине, Канаде, Франции или России.
В Москве от комментариев относительно версий трагедии пока воздерживаются. Как заявил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, комментировать те или иные сценарии на данном этапе расследования недопустимо.
— Каждая из этих версий должна тщательно отрабатываться следствием, — сказал сенатор. — Не комментируя версии и их обоснованность, угадываю в этом (в продвижении западными СМИ версии ответственности Ирана. — «Известия) желание подогнать решение задачи под ответ в конце учебника. В данном случае в конце учебника западные страны уже давно для себя прописали ответ, что виновата Россия. Поскольку в комментариях некоторых западных источников даже Иран не упоминается, а речь идет лишь о том, что самолет был сбит ракетой российского производства.
Сенатор подчеркнул: следствие сейчас ведется в строгом соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Согласно приложению 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, ответственность за расследование несет та страна, где произошло крушение, и в данном случае это Иран. При этом государство места события уведомляет о ходе выяснения причин страны регистрации, эксплуатации, разработчика или изготовителя борта. Тегеран может привлечь к расследованию либо третьи страны, либо международные организации, однако следствие должно находиться в зоне его компетенции.
— Какое бы решение Иран в данной ситуации ни принял, оно будет соответствовать правилам ИКАО, и мы должны уважать нормы этой международной организации и линию поведения, которую для себя выберет иранское руководство. Они имеют на это полное право, и мы должны им это право предоставить, — подытожил Константин Косачев.
8 января в 6:18 по местному времени в аэропорту Тегерана потерпел крушение Boeing-737 «Международных авиалиний Украины» — через шесть минут после взлета. На борту находились 176 человек — граждан Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании. Выживших нет.
Катастрофа произошла на фоне обострения ситуации вокруг Ирана — в частности, из-за убийства генерала Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани в результате американского удара по аэропорту Багдада в соседнем Ираке. В такой обстановке сложно ожидать от сторон взвешенного и беспристрастного расследования причин случившегося.
По заявлению авиационных властей Ирана, пилоты не сообщили о проблемах на борту и не выходили на связь с диспетчером после взлета. Бортовой ответчик прекратил автоматически передавать параметры полета еще в воздухе. Всё это говорит о внезапности и серьезности проблемы, возникшей с пассажирским лайнером.
Разбившийся Boeing 737-800 с регистрационным номером UR-PSR был произведен в США для украинской авиакомпании в 2016 году. Эта очень популярная модификация поставляется авиаперевозчикам с 1998 года, выпущена более чем в 5 тыс. экземплярах и хорошо отлажена. За два дня до катастрофы самолет прошел плановое техническое обслуживание и выполнил после него несколько рейсов.
Неисправность двигателя
Немедленно после катастрофы иранские гражданские авиавласти выступили с заявлением о технической причине крушения лайнера. Первоначально эту версию поддержало и посольство Украины в Иране. На части металлических обломков разбившегося самолета были обнаружены небольшие пробоины. Одной из немногочисленных возможных причин их появления может быть серьезная авария авиадвигателя с его разрушением и разлетом обломков.
Однако на современных самолетах проблемы с двигателем крайне редко приводят к самым тяжелым последствиям. Все авиалайнеры проектируются с учетом возможного отказа одного из них на любом этапе полета. Одним из самых серьезных подобных происшествий стала авария Airbus А380 авиакомпании Qantas в 2010 году. Через пять минут после взлета из аэропорта Сингапура произошло частичное разрушение одного из двигателей. Разлетевшиеся скоростные обломки повредили крыло, топливные баки, шасси и кожух другого двигателя. Возникло возгорание, которое было потушено автоматически. Несмотря на такие тяжелые повреждения, экипажу удалось благополучно и без жертв посадить авиалайнер. В 2017 году на А380 авиакомпании Air France двигатель взорвался в воздухе и отвалился. Это вновь не привело к катастрофе и жертвам.
В 1989 году на самолете Boeing 737-400 авиакомпании British Midland Airways после взрыва одного двигателя экипаж совершил грубейшую ошибку и отключил второй, исправный. Даже оставшись полностью без тяги, ему удалось развернуть авиалайнер и совершить попытку посадки. После неудачного приземления обесточенного самолета погибло около половины пассажиров.
Известны примеры успешных спасений самолётов со всеми отказавшими двигателями. Последний такой случай произошел в августе 2019-го рядом с аэропортом Жуковский, когда пилот Дамир Юсупов посадил А321 после попадания стаи птиц в двигатели на кукурузное поле.
Внешнее воздействие
Быстрое разрушение исправного самолета в воздухе характерно также для мощных внешних воздействий на лайнер. Так случилось при теракте с подложенным взрывным устройством на российском рейсе «Когалымавиа» над Синайским полуостровом в 2015 году. Разрушение в воздухе и множественные пробоины на обломках наблюдались и при поражении из ЗРК «Бук» малайзийского Boeing B777 рейса MH17 над Украиной в 2014 году.
Уже в день катастрофы самолета «Международных авиалиний Украины» появилась фотография лежащей на земле головной части зенитной ракеты комплекса «Тор-М1Е». Установить по ней местонахождение и происхождение обломка невозможно. Вскоре Twitter заблокировал аккаунт автора фотографии.
На следующий день появилась видеозапись поражения некоего объекта в ночном небе зенитной ракетой. Но подлинность этого ролика и место его съемки пока не подтверждены никакими официальными органами.
Тем не менее представители правительств Канады и США уже выступили, ссылаясь на данные разведслужб и открытые источники, с заявлениями, что украинский самолет был по ошибке сбит иранским зенитным ракетным комплексом.
По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, объективных, достоверных и верифицируемых данных в пользу версии поражения Boeing-737 системой ПВО нет.
— Есть сомнения насчет типа ракеты, якобы сбившей самолет, — пояснил эксперт «Известиям». — На командном пункте ПВО отображаются все данные системы управления воздушным движением аэропорта, и надо специально прицелиться в гражданский лайнер, чтобы попасть в него. Но об окончательных итогах расследования судить рано. Сейчас надо собрать все обломки самолета и осмотреть их на предмет следов поражения боевыми частями ракет ПВО или «воздух-воздух». Они очень характерные и уникальные для каждого типа боевой части.
Шпион-невидимка
Американские СМИ со ссылкой на источники в разведслужбах сообщили, что США удалось засечь пуски двух зенитных ракет и работу стрельбового радара иранского «Тор-М1Е» во время крушения самолета. Эта информация тоже вызывает сомнение. Обнаружить из космоса старт небольших ракет именно такого комплекса — сложная техническая задача.
Как рассказали «Известиям» источники в ОПК и Минобороны, знакомые с работой ЗРК «Тор», сигнал его радиолокационной станции в момент выполнения боевой задачи достаточно сложно обнаружить средствами радиотехнической разведки.
— В режиме обзора, когда РЛС ведет поиск целей, радиолокатор «Тора» можно обнаружить самолетами радиотехнической разведки, — пояснил один из собеседников. — Но в момент, когда радиолокатор перешел в режим боевой работы и подсвечивает цель с большой дальности, его сигнал практически невозможно обнаружить. Для того чтобы его уверенно опознать, в этот момент надо располагаться всего в нескольких километрах от пусковой установки.
Расстояние от границы с Ираком, где могли находиться самолеты или беспилотники радиотехнической разведки, до Тегерана составляет не менее 500 км. Единственным способом отследить работу радаров «Тора» может быть присутствие в воздушном пространстве Ирана на гораздо меньшем расстоянии стелс-разведчиков. Наилучшим кандидатом на эту роль выглядит новейший сверхсекретный беспилотник США RQ-180.
В октябре авиационные СМИ США сообщили о том, что первые RQ-180 начали эксплуатироваться 427-й разведывательной эскадрильей ВВС. Есть вероятность, что он был отправлен для сбора информации об иранских военных объектах в период обострения ситуации в начале этого года. Таким образом, либо информация США об обнаружении работы радара «Тора» не верна, либо они ненамеренно раскрыли данные о ведении радиотехнической разведки непосредственно в воздушном пространстве Ирана, поблизости от места катастрофы, отмечают источники «Известий».