
Не просто фантастика: блокбастер Бондарчука расширяет границы жанра

Бассейн, где можно утопить многоэтажный дом, 15 съемочных часов в воде и разрушенная Москва. По экранам страны шагает главный кинорелиз нового года — фантастический экшн «Вторжение» Федора Бондарчука. «Известия» рассказывают, почему этот фильм стал событием для российского кино.
С «Терминатором» по соседству
Действие «Вторжения» разворачивается во вселенной «Притяжения», кассового хита 2017 года, который только в российском прокате собрал более 1 млрд рублей. Заглавие нового фильма не лукавит. Если тогда с инопланетной чертовщиной имели дело главным образом жители столичного района Чертаново, то в этот раз всю Москву ждет полномасштабное вторжение инопланетян, которые умеют не только строить огромные межгалактические корабли, но еще эффектно заклинают водяные бури.
По сюжету после событий первого фильма прошло три года. Военные проверяют Юлию (Ирина Старшенбаум) в секретной лаборатории, опасаясь, что она сама стала немного пришельцем из-за ее симпатии к Хэкону (Риналь Мухаметов). Тем временем на Землю неожиданно возвращается и он сам, причем явно не с хорошими новостями. Юле, Москве, да и всей нашей планете угрожает смертельная опасность, и положиться можно только на тех, кого любишь.
Первое, что бросается в глаза в новом фильме — это масштаб и качество спецэффектов. Над «Вторжением» параллельно работали две съемочные группы, и когда на самых сложных сценах их объединяли, на площадке одновременно могло находиться до 450 человек. Помимо Москвы съемки проходили в Калининграде, на Камчатке, а также на знаменитой Origo Studios под Будапештом, которую давно облюбовал Голливуд. Например, в соседнем павильоне в одно время со «Вторжением» снимался новый «Терминатор».
Именно на этой студии находится самый большой в мире открытый бассейн для съемок сложнопостановочных сцен, где можно утопить четырехэтажный дом. Тут и снимали вживую многие кадры московского восстания воды. Бесценные часы здесь провели многие артисты, но больше всех, конечно, «повезло» Ирине Старшенбаум. Ее личный рекорд — 15 часов в бассейне за одну смену. Перед съемками ей пришлось даже освоить азы дайвинга.
Строго говоря, именно вода — основа цивилизации пришельцев — стала одним из ключевых героев картины. Интересно, что сейчас на лучший документальный «Оскар» претендует еще одна русская картина с водой «в главной роли» — «Акварелла» Виктора Косаковского. Сам режиссер «Вторжения» Федор Бондарчук в интервью «Известиям» с упоением рассказывает о приключениях живительной и смертельно опасной влаги в своем фильме.
— [В картине есть] спецэффекты с волнами, водной фактурой, разной текстурой воды, подводными, надводными съемками. В Будапеште мы получили возможность погрузить в бассейн огромную декорацию — в нашем случае под воду уходило 12 тонн, — говорит Федор Бондарчук.
Кадры катастрофических разрушений сделаны с помощью новейшей компьютерной графики. Причем, многие районы города воссозданы весьма аутентично. Как шутят создатели, некоторые москвичи вполне могут узнать на экране свой дом. Как и на первом фильме, за спецэффекты отвечала студия Main Road Post Армана Яхина, который за эти три года, что прошли после релиза «Притяжения», успел стать членом Американской киноакадемии. За саунд-дизайн вновь отвечал Дэйв Уайтхэд, работавший на «Бегущем по лезвию 2049» и трилогии «Хоббит».
Черное зеркало
Однако не только спецэффекты придают фильму масштаб. Любое большое кино обязано работать с большими темами. И «Вторжение» — фильм, конечно, не только о силе любви и атаке пришельцев.
— У фантастического (как и исторического) кино есть одна особенность. Оно не столько про другие времена и альтернативные реальности, сколько про то, что происходит «здесь и сейчас». И «Вторжение» не исключение, — поделился с «Известиями» киновед, кандидат искусствоведения Всеволод Коршунов.
Авторы и не скрывали, что «Притяжение» разрабатывало тему ксенофобии. Толчком к проекту стали события в Бирюлево — только этнический конфликт был масштабирован до межпланетного. В свою очередь, «Вторжение», отмечает киновед, курсирует уже между тремя основными темами.
Во-первых, это новые реалии информационной войны — новый враг невидим и находится в нашем девайсе, который мы воспринимаем как продолжение самого себя. Во-вторых, кино говорит о важности критического мышления — сегодня мы почему-то готовы верить всему, что транслирует черное зеркало цифрового экрана. Наконец, третья тема «Вторжения», более личная, — это сепарация от отца, взросление через разрыв родовых связей и поиск собственного пути.
— Иными словами, в фильме есть узнаваемые политические, социальные и — что более важно для меня лично — психологические элементы современной картины мира, — отмечает эксперт.
Вторжение жанра
Фантастика в новейшей истории российского кино — не частый гость. Из недавних примеров на ум приходит разве что дилогия того же Федора Бондарчука «Обитаемый остров» по роману братьев Стругацких. Причина дефицита проста, полагает глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов — это огромные бюджеты.
— Интерес к фантастике — это тенденция мирового кино. Но насколько российское кино будет справляться с этим жанром, во многом будет зависеть от успеха «Вторжения». По графике, технологиям в России есть большие специалисты, которые в том числе выполняют заказы для зарубежных проектов — с этим проблем в России нет. Однако фантастические фильмы всегда требуют больших бюджетов, которые окупить внутри страны сложно. Соответственно, кроме сборов внутри страны, продюсерам нужно выходить в Европу, Америку, Китай, — подчеркнул киновед.
Фильм «Притяжение» был продан минимум в 74 страны — в том числе выходил он и в китайский прокат. Продажи «Вторжения» еще продолжаются. В России картина стартовала в кинотеатрах только первого января, и за три дня проката ее уже посмотрел миллион человек.