Новые станции, ремонт и диаметры: что происходило с метро в 2019 году
Московское метро — пожалуй, самый быстрорастущий вид транспорта не только в Москве, но и во всей России. Ежегодно прокладываются десятки километров новых путей, открываются новые станции, интегрируются другие виды транспорта, обновляются старые тоннели и станции. Метро растет и прогрессирует невероятными темпами, подхватывая технические новшества. Что важного произошло в подземке в 2019 году, разобрались «Известия».
Население Москвы увеличивается ежегодно, широкий рынок труда и доступные предложения по недвижимости и ипотеке привлекают в столицу всё новых жителей, окрестности Москвы обрастают новостройками, в которые заселяются семьи, и все они спускаются в подземку. Одна из задач управленцев Московского метрополитена — предусмотреть рост пассажиропотока и сделать путешествие на метро максимально комфортным.
Встречайте новые станции
С ростом пассажиропотока и границ Москвы требуется регулярное присоединение новых станций метро. 2018 год для Московского метрополитена выдался рекордным — было открыто 17 новых станций. В 2019 году было открыто 8 станций, но гораздо важнее, что продление Сокольнической линии серьезно опередило жилую застройку на юге ветки. Впредь жильцам новых домов не придется ждать открытия метро в шаговой доступности, как это было в случае Некрасовской линии, где скоростного внеуличного транспорта ждали несколько лет.
На красной ветке появились «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая», «Коммунарка», которые протянулись к жителям «новой Москвы» и в среднем уменьшили время на дорогу в центр столицы на 40 минут в день. Такой же подарок получили и жители юго-востока — на розовой ветке появились станции «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино».
Новых поездов уже больше половины, и это не предел
Чтобы обеспечить предусмотренный для метрополитена интервал движения с внедрением новых станций потребовалось обновление и увеличение парка поездов. В этом году в метро запустили 73 новых состава поезда «Москва». Это, к слову, на 4 больше, чем в прошлом году, и на целых 40 штук больше, чем в 2017-м.
Составы «Москва» — продукт нового поколения, их начали выпускать лишь в 2016 году, и они отлично зарекомендовали себя в эксплуатации. Переоценить удобство интерьера, свободного передвижения между вагонами и комфорт микроклимата сложно. В 2019 году их усовершенствовали, поработав над системой более плавного торможения, увеличив электронные табло, улучшив покрытие пола и обивку сидений.
Учитывая пущенные по рельсам в последние годы новые поезда, молодых составов уже больше, чем старых: около 60%. На этом обновление подвижного состава не остановится. В будущем году планируют запустить еще более современный и комфортный поезд «Москва-2020».
Пассажиров становится всё больше
Стоит ли сомневаться, что количество пассажиров в метро в этом году также увеличилось. К концу декабря оно составило 2,56 млрд человек. Столько москвичей и гостей столицы спускались в подземку в 2019 году. Рост по сравнению с прошлым годом составил около 60 млн пассажиров. Что такое 60 млн человек? Это почти население целой Великобритании или Италии.
Больше пассажиров стало заходить в метро на станциях Филевской линии — ею воспользовались 49,1 млн человек к концу декабря. Станции Солнцевской линии приняли 46,6 млн пассажиров, а Большой кольцевой линии — 34,1 млн человек. Пассажиропоток Московского центрального кольца тоже вырос — на 15%. С 1 января им воспользовалось более 147 млн пассажиров.
На Солнцевской линии в 2018 году открылись 7 новых станций. После этого многим жителям «новой Москвы» больше не нужно доезжать до метро на автобусе. Появились и новые пассажиры, которые пересели с личных автомобилей на метро, пользуясь сервисом перехватывающих парковок. Уже в этом году по сравнению с прошлым количество пассажиров на Солнцевской линии увеличилось на 17,4%.
Ремонт и обновление метро
Самый масштабный ремонт проходил в этом году на Филевской линии метро. За 60 лет ее существования семь наземных станций подверглись серьезному воздействию неблагоприятных погодных условий. Линии требовалась серьезная реконструкция, которая началась в 2016 году. Таким образом, суммарно ремонт ветки был завершен всего за 3 года вместо запланированных 6 лет.
Фактически здесь полностью разобрали вестибюли, платформы и возвели всё заново. По линии пустили поезда «Москва» и уменьшили интервалы их движения. Теперь в часы пик по этой ветке поезда курсируют раз в 2 минуты.
Обновления отразились на пассажиропотоке линии напрямую. Количество пассажиров на этой ветке увеличилось на 25,7% в сравнении с прошлым годом.
МЦК и МЦД — важные буквы в транспортной сети
Кажется, совсем недавно запустили поезда с пассажирами по Московскому центральному кольцу (МЦК). И почти сразу убедились, что этот вид транспорта востребован пассажирами. Более того, он дополняет экосистему подземного метро, разгружает и Кольцевую линию, и крупные пересадочные станции. В этом году интервал движения поездов по наземному кольцу уменьшили. Теперь в часы пик они составляют 4 минуты, приближаясь по показателю к подземному метро.
В этом году к сети присоединились и Московские центральные диаметры (МЦД). Амбициозный проект соединения области с Москвой с помощью быстрых электричек, которые пересекают город насквозь и имеют пересадки на подземное метро и МЦК, с успехом запустили. Первыми стали МЦД-1 от «Одинцово» до «Лобни» и МЦД-2 от «Нахабино» до «Подольска». На всем протяжении двух диаметров есть 57 станций, с 19 из них можно пересесть на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги. Благодаря открытию двух диаметров пассажиропоток 20 станций снизился до 10%.
С момента открытия движения поездами МЦД-1 и МЦД-2 воспользовались более 17,5 млн человек — на 13% больше, чем раньше, когда поезда ходили по отдельным радиусам. Популярность и востребованность нового наземного метро объясняется не только новыми альтернативными маршрутами, которые с ноября доступны пассажирам Москвы и области, но и существенной экономией времени и денежных средств. Пассажиропоток формируется примерно так: 70% — это пассажиры из Московской области, 30% — пассажиры из Москвы.
Удобные схемы оплаты
МЦД интегрировали в общую тарифную систему и дали пассажирам возможность бесплатной пересадки с МЦД на метро и МЦК в течение 90 минут. Благодаря этому пассажиры МЦД уже сэкономили более 100 млн рублей, а суммарно за год экономия может достигнуть 7 млрд рублей. Необходимо лишь не забыть активировать карту «Тройка» в кассе метро перед первой поездкой на диаметрах. Также «Тройку» следует держать наготове автомобилистам. Она обеспечивает бесплатную перехватывающую парковку возле станций метро и Московский центральных диаметров за пределами центра Москвы. Всё, что нужно сделать, — в тот же день дважды проехать на метро, МЦК или МЦД. Со списком перехватывающих парковок можно ознакомиться на сайте parking.mos.ru или в приложении «Парковки Москвы».
Стоит отметить, что терминалы на турникетах станций метро и МЦК, позволяющие платить банковскими картами или гаджетами, пользовались особым успехом. Подобные терминалы установлены на крайних турникетах и помечены специальной наклейкой. 29 млн человек прошли в метро именно таким образом и обнаружили, что он еще и выгоден: одна поездка обходится в 42 рубля вместо 55 рублей по билету «Единый».
Планы на 2020 год
Интересное новшество ожидает в будущие годы метрополитен, который всегда старается идти в ногу со временем. Благодаря тому что был сокращен список профессий, запрещенных для женщин, на поездах метро появятся женщины-машинисты. Первая группа для обучения этой профессии уже сформирована и приступит к занятиям в феврале-марте будущего года.
Ну а в Новый год Московский метрополитен войдет щедрым жестом: всю новогоднюю ночь (с 20:00 31 декабря до 06:00 1 января) проезд на метро и МЦК будет бесплатным. Работу МЦД в новогоднюю и рождественские ночи продлят до двух часов ночи.