
Свобода перемещения: кто поможет на дороге

Организовать дорожное движение в современных условиях, когда на каждую семью приходится несколько автомобилей, главной проблемой мегаполисов становятся многочасовые пробки, а путешествия на дальние расстояния на личном транспорте набирают всё большую популярность, без спецтехники невозможно. Мощные эвакуаторы за считаные минуты устраняют последствия аварий на городских магистралях, вытаскивают застрявшие в снегу или грязи автомобили, отвозят в ремонт сломавшуюся технику, убирают с дороги тех, кто мешает проезду, припарковавшись в неположенном месте. Как работают эвакуаторы в Москве и чего стоит опасаться — в материале «Известий».
Помощь другу
Первый эвакуатор появился в начале XX века в США. Его создателем считается Эрнест Холмс, работник автомобильного сервиса в штате Теннесси. Как-то он помогал своему другу вытащить угодивший в канаву автомобиль. Тогда-то ему в голову и пришла идея создать машину, которая могла бы перемещать сломавшуюся или попавшую в аварию технику. Холмс прикрепил к своему «Кадиллаку» сзади железную цепь, шкив и несколько крюков. В 1918 году он получил патент на свое изобретение.
Свобода перемещения
В настоящее время существует два типа эвакуаторов — лебедочные и манипуляторы. Платформа, на которую устанавливается автомобиль, может быть стационарной и сдвижной. Погрузка техники на стационарную платформу осуществляется за счет системы трапов и перегибов, чем их больше, тем проще и безопаснее это сделать. На платформу с одним перегибом погрузить автомобиль с низкой посадкой бывает проблематично.
Лебедочные эвакуаторы затаскивают автомобиль на платформу с помощью троса. Такие эвакуаторы дешевле, им не требуется для работы ровной площадки, поэтому они более широко распространены. Эвакуируемое транспортное средство может устанавливаться на платформу такого эвакуатора частично, только двумя колесами, что небезопасно для перевозки, поэтому такая конструкция используется реже. Чаще используются эвакуаторы полной погрузки.
Эвакуаторы с кранами-манипуляторами могут погрузить на платформу практически любой автомобиль, который подходит по габаритам: он прикрепляется к стреле и перемещается на платформу, стационарную, гидравлическую или аппарельную (с выдвигающимися полозьями). Длина стрелы определяет расстояние, на котором возможно осуществлять погрузочные работы.
Гидравлические эвакуаторы могут быть двухуровневыми и перевозить сразу несколько легковых автомобилей, грузовые — тракторы, самосвалы, катки и другую тяжелую технику.
Длина стрелы крана-манипулятора определяет расстояние, на котором возможны погрузочные работы. Грузоподъемность эвакуатора зависит от того, как далеко нужно выдвигать стрелу манипулятора: от 1 т до более чем 5 т.
Эвакуация по-московски
На столичных дорогах в настоящее время используется техника с кранами-манипуляторами, с помощью которых эвакуируемый автомобиль перемещается на платформу. Те эвакуаторы, которые имеют характерную зеленую расцветку и логотип, принадлежат Московскому паркингу (АМПП).
Ранее услуги по принудительной эвакуации в Москве оказывали разнообразные подрядчики, однако к ним накопилось слишком много претензий, как со стороны водителей, так и со стороны властей. Нередки были случаи повреждений техники и даже эвакуация автомобиля с находящимся в салоне ребенком. Кроме того, водители спецтехники сами нарушали правила дорожного движения. Только за 2017 год было зафиксировано почти 3 тыс. таких случаев. Поэтому с 2018 года столичные власти отказались от услуг сторонних организаций.
Сейчас в распоряжении «Московского паркинга» имеется 273 эвакуатора, в том числе несколько большегрузных тягачей — для перемещения крупногабаритной техники. Так что не стоит думать, что многотонный бронированный внедорожник можно бросать где угодно. В арсенале столичной службы есть эвакуаторы, способные передвигать автобусы, фуры и даже автопоезда.
Оперативная работа эвакуаторщиков совместно с экстренными столичными службами и ГИБДД помогает не только тем водителям, чьи машины пострадали в ДТП, сломались или забуксовали в снегу зимой. Она позволяет свободнее перемещаться и экономить время другим автомобилистам, расчищая проезжую часть от поврежденной техники и автохамов.
5 минут — это много или мало?
Экипаж каждого эвакуатора состоит из водителя и техника: один управляет машиной и погрузкой техники, другой совместно с инспекторами ГИБДД или МАДИ осматривает эвакуируемый автомобиль, проверяет наличие в нем детей или животных и составляет акт приема-передачи.
Процесс погрузки автомобиля на эвакуатор в среднем занимает около 5 минут.
Это часто оборачивается большими проблемами для тех, кто решил забежать на минутку в магазин или аптеку. Небольшая задержка в очереди — и вместо продолжения пути надо отправляться на спецстоянку вызволять свое транспортное средство.
Если повезет и эвакуатор еще не успеет тронуться с места, можно подбежать к инспектору, показать документы и вернуть машину. Правда, штраф все равно придется заплатить — слишком высока цена неправильной парковки: чье-то здоровье или даже жизнь.
А как у них
Тем, кому кажется, что 5 минут — это слишком мало, лучше не садиться за руль, например, в Турции. Здесь погрузка автомобиля на эвакуатор проходит гораздо быстрее — меньше чем за 1 минуту. Специальный подъемный механизм местных эвакуаторов выполняет большую часть работы без участия человека, то есть в полуавтоматическом режиме. Так что у автовладельцев практически нет шансов вернуть свой автомобиль на месте нарушения правил парковки. Даже если нарушитель заметил повышенный интерес со стороны посторонних к своему средству передвижения и успел вернуться, препятствовать работе эвакуатора здесь категорически запрещается. Поэтому автомобиль уедет на штрафстоянку в любом случае.
А в Японии потерять неправильно припаркованный автомобиль можно, даже если в пределах видимости не наблюдается никаких эвакуаторов. Дело в том, что в арсенале сотрудников полиции есть специальные мотоциклы с возможностью частичной погрузки транспортного средства. У них имеется складная колесная база с перекладиной для захвата передней оси автомобиля. Внешне такой мотоцикл практически не отличается от обычного — его габариты увеличены совсем ненамного. Однако благодаря независимой гидравлической системе буксировочное оборудование разворачивается на месте всего за 2 минуты. Для этого полицейскому надо всего лишь нажать одну кнопку на пульте дистанционного управления. Буксировочная тележка раскладывается и зацепляет автомобиль за переднюю ось, по аналогии с механизмом частичной погрузки на эвакуатор. Более того, кроме дистанционного управления, у тележки имеются собственные рулевая и тормозная системы. Всё это позволяет сотруднику полиции выполнять буксировку, не отвлекаясь от наблюдения за дорогой и не беспокоясь об устойчивости мотоцикла. Грузоподъемность мотоциклетного эвакуатора может достигать 2,5 т, а максимальная скорость с буксируемым транспортным средством — 65 км/ч.