
В поисках постоянного: на электромобиле по Москве

Столичное правительство освободило владельцев электромобилей от транспортного налога, а крупные крупные операторы связи инвестируют в развитие сети электрических заправок. Звучит оптимистично, но каково передвигаться по Москве на электромобиле и можно ли выезжать за пределы МКАД. Корреспонденты «Известий» сели за руль Jaguar I-Pace и проверили.
Кабель опять не дотянулся до розетки — оказывается мы наехали на него колесом, пытаясь втиснуть машину максимально близко к зарядной станции. На специально размеченных под электромобили парковочных местах может встать любой желающий, а потому даже длинного провода не всегда хватает. Более того, лючок с розеткой у Jaguar I-Pace расположен слева, по-британски — и при параллельной парковке воткнутый в него кабель приходится перебрасывать через машину или кидать под ней.
Приложите карту «Тройка»
Наконец, терминал активирован картой «Тройка», но несмотря на внушающую оптимизм мощность в 22 кВт, которую выдает сине-зеленая станция «Мосэнерго», полная зарядка с 46% займет почти восемь часов. Почему так? Дело в том, что блок I-Pace, преобразующий переменный ток в постоянный способен принимать только 7 кВт.
Можно, конечно, поехать на «быструю» 50-киловаттную станцию — с помощью нее можно управиться за пару часов. К тому же от Даниловского до офиса МОЭСК на Садовнической, где она расположена, пять с небольшим километров, но туда пускают до восьми вечера. Не успеваю. В любом случае придется оставлять электромобиль и использовать карту «Тройка» по прямому назначению.
Лучший друг электромобилиста
Приложение Plugshare — лучший друг владельца электромобилей, в нем не только есть карта зарядных станций, но и подробное описание с фотографиями. Это важно — поиск розетки иногда напоминает квест. Например, чтобы зарядиться в Технополисе «Москва», что на Волгоградском, нужно заранее оформлять пропуск на въезд. Трехфазная розетка на Донской расположена слишком далеко от дороги, не дотянуться. А терминал у ТЦ «Твой Дом» мало того, что не активирован, но еще и заставлен «коптилками» — так на сленге владельцев электромобилей названы машины с двигателями внутреннего сгорания.
Электромобилисты активно отмечаются в приложении, добавляют новые розетки, комментируют и выставляют оценки. Сразу понятно, работает конкретная станция или нет, удобно ли к ней подъехать и не встал ли уже кто-то на зарядку. От неожиданности это всё равно не застрахует — чтобы подключиться к суперчарджеру «Фора», нужно скачать отдельное приложение и привязать к нему банковскую карту — электричество здесь платное. Битый час пытаюсь это сделать — не выходит. Пришлось уехать ни с чем.
Не думай о секундах
В свое время «Известия» тестировали электрический VW E-Golf — у него был небольшой запас хода, около 150 км, который быстро таял, если злоупотреблять печкой и педалью акселератора. Зато за ночь можно было зарядить его от обычной розетки часов за десять. I-Pace куда более дальнобойный — 470 км по циклу WLTP, однако при полностью заряженной батарее емкостью 90 кВт-часов, борткомпьютер показывает то 280, то 330 км — цифры зависят от предыдущих поездок.
Поездка в Словению показала, что в теплую погоду километры тратятся медленнее, а незагруженные шоссе и серпантины позволяют подзаряжать батарею. Естественно, что при минусовой температуре и со включенной печкой заряд уходит быстрее, но не так драматично, как, например, на электрическом Golf. Время зарядки в холода увеличивается только в том, случае, если батарея холодная. После того, как она потратит часть энергии на прогрев, скорректирует таймер. Зимой на Jaguar I-Pace поездил коллега Тимур Хасанов и пришел к неожиданным выводам.
Хватит ли шнура до Петербурга
I-Pace, как и Tesla, зависит от мощных зарядных станций — вот она, расплата за автономность. Кроме того, как уже было сказано, у Jaguar есть ограничение мощности зарядки переменным током и трехфазный ток — тоже не про него. Чтобы добить с 75% батареи до полной, у обычной 220-вольтовой розетки придется провести 16 часов. Разряженный электромобиль будет «заправляться» у нее целую вечность.
Эксперимент Jaguar Land Rover показал, что если суперчарджеры попадаются по дороге часто, на I-Pace можно добраться до Санкт-Петербурга. При этом нужно учитывать: даже при трети оставшегося в батарее зарядки, у 50-киловаттной станции придется провести часа два. Поэтому путь до Петербурга займет в общей сложности 14 часов. Нужно также учитывать, что некоторые зарядные станции постоянного тока платные — упомянутая «Фора» предлагает 1 кВт за 17 рублей, Shell — за 9 рублей.
Вопрос экономии
Так что, бесплатное электричество — тоже не про I-Pace. Электромобиль с ценником от 6 млн рублей — вообще не про экономию, разве что британец дешевле Tesla Model X и Porsche Taycan.
К ценнику «Ягуара» неплохо бы прибавить еще 200 тыс. — за пневмоподвеску с адаптивными амортизаторами. С пружинами I-Pace жестковат, а клиренс в 142 мм для кроссовера — а эту модель позиционируют именно так — недостаточен.
Да, «Ягуар», как и для любой электромобиль освобожден в Москве от транспортного налога и может парковаться бесплатно. Но это скорее важно для владельцев подержанных праворульных Nissan Leaf — они заплатили за машину 600–700 тыс. рублей точно считают выгоду. I-Pace, как впрочем, и Tesla — дарят радость новых технологий. Два ягуаровских электромотора ускоряют машину до 100 км/ч менее, чем за 5 сек. Разгон скорее плавный, не старается ошеломить моментом, но всё равно впечатляет. При этом он происходит в тишине. Впрочем, можно включить подзвучку, имитирующую звук двигателя внутреннего сгорания.
Оставаться автомобилем
I-Pace красив особой, электромобильной красотой — короткий капот, низкий стремительный кузов, очень большая колесная база. При этом он не разучился быть привычным автомобилем, тогда как от «Теслы» веет инфернальным холодом. Нос «Ягуара» украшает решетка радиатора, а после нажатия кнопки Start он информирует водителя, что «зажигание» включено. Ручная регулировка руля возвращает водителя в автомобильное настоящее. Множество дисплеев сочетаются с отделкой, скорее характерной для роскошного суперкара. Да и едет электромобиль по-спортивному остро. Не даром к I-Pace приложил руку Вольфганг Зибарт, раньше работавший на производителя суперкаров Artega.
Стоит ли ради этого проводить часы у зарядной станции и возиться с грязными проводами — вопрос дискуссионный. В конце-концов это можно поручить водителю — у человека, решившего приобрести дорогой электромобиль, вполне может быть водитель. Именно мощные машины, на мой взгляд, лучше слабых ситикаров, способны продвигать тему электрификации транспорта. Особенно в России, где пока нет пристального интереса к экологии, но есть интерес ко всему новому и необычному. У нас тоже увлеклись электромобилями, но пока они научились не ездить, а таинственно исчезать.