Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Поводом для всеобщей стачки работников транспорта, сферы образования и ряда других отраслей, которая накрыла Францию 5 декабря, стала пенсионная реформа, предложенная президентом Эммануэлем Макроном. Сейчас в Пятой республике существуют сразу четыре десятка пенсионных режимов для различных категорий служащих — эту систему не меняли с послевоенных лет, и ее реформирование во многом назревало давно. Вместе с тем время для осуществления непопулярной меры оказалось довольно неудачным — страна еще не отошла от тянувшихся почти год протестов «желтых жилетов». Не устраивает забастовщиков и инициатор преобразований, которого многие считают далеким от нужд простого народа. По мнению некоторых экспертов, таким образом профсоюзы пытаются восстановить доверие, утраченное за время выступлений «жилетов». Подробности — в материале «Известий».

Поезд дальше не идет

Довольными в Париже и ряде других городов Франции 5 декабря были разве что школьники, получившие внеплановый выходной. А также владельцы магазинов, сдающих в прокат велосипеды и мотороллеры. В этот день спрос на их услуги резко подскочил: на фоне всеобщей забастовки — крупнейшей за последнюю четверть века — эти транспортные средства оказались самым верным способом передвижения.

Сотрудники национальной железнодорожной компании SNCF прекратили работу еще накануне, и к утру 5 декабря 90% всех обслуживаемых ею поездов в прямом смысле встали. Затронула акция и авиаперелеты (Air France была вынуждена отменить почти треть внутренних рейсов), и железнодорожное сообщение с соседними странами. Например, компания Eurostar — оператор поездок по туннелю до Британии — приостановила продажу билетов минимум до 10 декабря. В Париже работу прекратили практически все ветки метро и подавляющая часть наземного транспорта.

поезда в париже протест пенсия

Часть наземного транспорта и метро в Париже прекратили работу

Фото: REUTERS/Christian Hartmann

В принципе забастовки транспортников для Франции привычны — профсоюзы работников этой сферы давно зарекомендовали себя в качестве главных любителей качать права. Однако на этот раз протестный настрой с ними разделили работники образования (около 55% учителей заявили об участии в забастовке), сотрудники почты, сборщики мусора и судьи. Профсоюзы работников больниц и полицейские также выразили симпатии участникам стачки, но в силу особенностей профессии от участия в ней по большей части отказались.

А в Париже стражам порядка даже пришлось в этот день усилить работу. Из опасений, что к мирным протестующим примкнут радикалы, на поддержание правопорядка отрядили дополнительные силы полиции. Магазинам и кафе рекомендовали закрыться на весь день, а протесты на Елисейских полях, у зданий Елисейского дворца и парламента и вовсе запретили специальным декретом.

Навстречу сомнительной старости

Причина, по которой сотни тысяч французов (по оценкам профсоюзов, число забастовщиков превысило 900 тыс. человек) вышли на улицы, — пенсионная реформа, затеянная Эммануэлем Макроном.

В настоящее время в стране — еще с послевоенных времен — действуют 42 различных режима для каждой категории пенсионеров. Железнодорожники и авиаслужащие выходят на пенсию раньше остальных, зато юристы и врачи платят с пенсии меньше налогов. Президент Макрон задался целью унифицировать эту систему и уравнять всех пенсионеров в правах. При этом он обещал, что возраст выхода на пенсию оставят прежним (сейчас это 62 года), но будут финансово стимулировать тех, кто захочет остаться в строю подольше.

Однако из-за отсутствия четких деталей предполагаемых изменений французы решили: нововведения приведут лишь к тому, что работать придется дольше, а получать — меньше.

париж забастовка пенсия
Фото: REUTERS/Christian Hartmann

— Забастовка носит такой массовый характер, потому что на основе утечек в СМИ многие сделали вывод, что проект Эммануила Макрона серьезно ухудшит их пенсионные выплаты. Это, например, случай учителей и железнодорожников, — сказал «Известиям» французский политолог Тома Геноле.

Схожее мнение в разговоре с «Известиям» высказал и глава франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен.

— Пенсионная реформа вызывает много вопросов. Французы не очень понимают, что конкретно будет происходить, но все понимают — это приведет к снижению реального уровня доходов в пенсиях, — заявил эксперт. — Сейчас пенсия во Франции в среднем составляет 73% от последней зарплаты. После реформы, как считают многие экономисты, она снизится до 55%.

Важно не что, а кто

Сегодня, по данным опроса института общественного мнения IFOP, 76% французов согласны с необходимостью реформирования системы пенсий, но при этом 64% не готовы доверить осуществление этой меры нынешнему правительству.

— Фон очень неблагоприятный, доверие к Макрону подорвано на фоне движения «желтых жилетов» — его деятельность одобряет около 30% французов, что чуть больше, чем у Франсуа Олланда, но значительно меньше, чем у Николя Саркози на том же этапе президентства, — признал Арно Дюбьен.

Нынешней осенью Эммануэль Макрон запустил процедуру общественных дебатов относительно своей реформы, голосовать за которую парламенту предстоит лишь следующим летом. Однако готовность прислушаться к мнению общества особо сограждан не подкупила — в глазах многих нынешний глава Пятой республики так и остался «президентом для богачей». Еще один соцопрос — в газете Liberation — показал, что 89% французов полагают, что страна переживает социальный кризис. При этом 64% считают, что Макрон не понимает социальных сложностей сограждан.

макрон пенсионная реформа
Фото: REUTERS/Eric Gaillard

— В принципе в пенсионной реформе нет ничего плохого, хотя против нее действует несколько мощных лобби в лице полиции и железнодорожников. Предлагаемые меры фактически повысили бы пенсии для тех, кто находится в нижней части шкалы, — пояснил «Известиям» эксперт по современной Франции из британского Университета Ноттингема Пол Смит. — Но здесь много корпоративных интересов, и профсоюзное движение пытается восстановить доверие, которое оно утратило во время движения «жилетов».

Предыдущая попытка пересмотреть пенсионную систему во Франции была предпринята в 1995 году. Но воплотить ее в жизнь у правительства не получилось — 22-дневная забастовка профсоюзов заставила власти пойти на попятную. Очевидно, ту же тактику профсоюзы избрали и сейчас. Если еще месяц назад речь шла об однодневной стачке 5 декабря, то с наступлением «часа икс» бастующие стали всё увереннее заявлять о намерении продержаться на улицах чуть ли не Рождества. И порадоваться этому смогут опять же разве что владельцы магазинов проката велосипедов и школьники.

Читайте также
Прямой эфир