Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Кто не виноват

Политолог Денис Денисов — о том, почему вопрос амнистии участников конфликта в Донбассе станет самым сложным и важным для урегулирования
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С приближением встречи в «нормандском формате», которая пройдет 9 декабря в Париже, всё больше актуализируются проблемы, связанные с политическим треком Минских соглашений. Безусловно, один из наиболее неоднозначных вопросов — помилование и амнистия.

До нынешнего времени он был второстепенным в политических ток-шоу и публицистике, посвященной конфликту в Донбассе. Однако, даже бегло ознакомившись с пунктом Минских соглашений об амнистии, можно утверждать: в процессе урегулирования он станет одним из наиболее острых, дискуссионных и сложно вписывающихся в компромиссы между сторонами.

Сейчас этот вопрос фигурирует в достаточно лаконичном виде. Пункт № 5 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» звучит следующим образом: «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» (также этот пункт почти дословно упоминается в Примечании 1 к Комплексу мер).

В более расширенном виде проблема амнистии прописана в законе Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Так, пункт № 3 уточняет: «Органам власти и их должностным (служебным) лицам, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц относительно событий, имевших место в Донецкой, Луганской областях».

Краткость этой формулы подразумевает, что для начала нужно будет определиться с ключевыми параметрами. На кого распространяется помилование и амнистия, действительно ли она будет тотальной? Исходя из опыта различных конфликтов, можно предположить, что компромиссная формула должна охватить всех участников конфликта, не совершавших военные преступления, против человечности, а также особо тяжкие. Все остальные граждане Украины и ЛДНР должны быть вне процесса помилования и амнистии.

Выходит, Киев должен пойти на отмену закона «О недопущении преследования и наказания лиц относительно событий, которые имели место во время проведения мирных собраний...». Он касается граждан, совершивших преступления в период с 21 ноября 2013 года до 21 февраля 2014 года, выведенных из-под криминальной ответственности этим законом. Тем более что прокуратура Белоруссии уже опрашивает грузинских снайперов, участвовавших в этих событиях и заявивших о причастности к расстрелу митингующих экс-депутатов украинского парламента и видных функционеров режима Петра Порошенко. Это принципиально важно, так как расстрелы протестующих в Киеве стали одной из серьезнейших предпосылок госпереворота и начала гражданской войны.

Также необходимо согласование закона Украины об амнистии с представителями ЛДНР, хотя напрямую это не прописано в Минских соглашениях. Но в противном случае закон, вероятно, будет содержать конфликтные положения и просто реально не заработает.

Какой орган должен проводить процесс амнистирования и помилования? Вероятнее всего, единственным приемлемым вариантом станет создание совместной (ЛДНР и Украина) комиссии, которая этим и займется. Мировой опыт показывает, что к деятельности такого органа могут быть подключены различные государства и международные организации. В конкретном случае можно рассмотреть вариант использование формата трехсторонней контактной группы, состоящей из представителей ОБСЕ, России, Украины и ЛДНР.

Следует обратить внимание на ряд конфликтов, в рамках которых уже проходили процессы помилования и амнистии.

Так, по «Временному соглашению о мире и самоуправлению в Косово» под амнистию попадали все лица, кроме «обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права». В приднестровском конфликте процесса амнистии вообще не было. В Гватемале после войны, продолжавшейся более 40 лет, была создана комиссия, целью которой было выяснение нарушений прав человека и актов насилия. В Восточном Тиморе под эгидой ООН также был создан орган, в мандат которого входило содействие процессу примирения путем документирования и расследования нарушений прав человека, совершенных всеми сторонами конфликта в период с апреля 1974 по октябрь 1999 года.

Таких примеров в мировой практике достаточно много. Однако преимущественно — это примеры, реализованные после победы одной стороны и поражения другой. А значит, и амнистировались лишь «победители». Для конфликта в Донбассе это неприемлемо.

Между тем есть принципиальные вопросы, без решения которых невозможно провести эффективный процесс помилования. Прежде всего — расследование преступлений против гражданского населения со стороны ВСУ и парамилитарных организаций, а также пересмотр политически мотивированных уголовных дел на Украине, привлечение к ответственности виновных в возникновении конфликта политиков, граждан, использовавших «язык войны», различных организаций, выступавших за ее ведение. Кроме того, необходимо привлечь к уголовной ответственности лиц, виновных в прекращении пенсионного и социального обеспечения жителей Донбасса. И, конечно, не обойтись без завершения расследований событий на майдане и трагедии в Одессе.

Процесс амнистии и помилования, если он, конечно, будет реализован, станет очень важной вехой урегулирования. В нем не найдется победителей и проигравших (если не будет тотальной победы одной стороны). Но вместе с тем он может способствовать подлинному примирению ЛДНР и Украины и как следствие — нормализации отношений.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир