Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Die Zeit узнала об утверждении Германией нового пакета военной помощи Украине
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Мир
Вэнс заявил об утрате Европой своей идентичности
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Он одинаково органичен в седле «Харлея» и с гармонью в руках. Он может спеть и лихой рок-боевик легендарных Creedence Clearwater Revival, и лирический русский романс. Он снимает кино, сочиняет песни, ставит спектакли, пишет книги — энергии могут позавидовать и иные из тех, кого принято называть молодежью. Самому Гарику Сукачеву сегодня, 1 декабря, исполнилось 60 — но он, пожалуй, являет собой одно из самых убедительных доказательств известного тезиса, что возраст — только цифра. «Известия» поздравляют с днем рождения замечательного музыканта, актера и режиссера — и просто человека.

«Брел, брел, брел»

Странный, наверно, но не столь уж удивительный факт: если западная рок-сцена изобилует звездами, до старости сохраняющими молодежные уменьшительные варианты имен — Джаггер не стал Майклом даже после получения титула «сэр», Джоэл остается Билли, хотя он профессор консерватории, о Ринго Старре и Стиви Уандере и вовсе умолчим, — то в России подобные шалости не в заводе.

гарик сукачев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Русский рокер серьезен; он не просто развлекатель, он — социокультурная функция, которую с определенного момента начинают звать по имени-отчеству. Можно, конечно, вспомнить «музыканта Юру», но то была, так сказать, разовая акция Юрия Юлиановича. Но любое правило подтверждается исключениями — и таким исключением в исполненном чувства собственной важности мире русского рока давно служит Гарик Сукачев. Разумеется, всякий поклонник знает, что он — Игорь Иванович, но человек в кепке упорно отказывается превращаться в «человека в шляпе» — вот уже который десяток лет. В своем соединении невиданной легкости и крайнего, местами чуть ли не болезненного перфекционизма Сукачев с самых первых своих опытов на музыкальной сцене являет пример одного из самых «западных», в профессиональном смысле, наших исполнителей. Парадоксальным образом этот расхлябанный с виду парень с окраины (впрочем, его родное Мякинино 60 лет назад и вовсе было Подмосковьем) обладает свойством архисерьезного подхода ко всем своим начинаниям: занявшись в 1990-е театром и кино, он делал это не абы как, а получив профильное режиссерское образование. Да и первое, строителя железных дорог, успел использовать по назначению, приняв участие в проектировании станции «Тушино».

«Научи меня жить»

Выйдя на большую сцену во второй половине 1980-х, Сукачев добавил русскому року крайне необходимый — и очень долго отсутствовавший — ингредиент. Настоящий рок-н-ролл невозможен без толики хулиганства, а именно его недоставало героям отечественной рок-музыки: конечно, Гребенщиков и Курехин устраивали на сцене невероятный кавардак, граничащий с полным беспределом, но всё же это были художественные акции повзрослевших мальчиков из хороших семей.

Редкие персонажи, пытавшиеся совместить строгую советскую действительность с анархией панка, не в счет — мал был круг этих революционеров, страшно далеки они были от народа, оставаясь достоянием эстетствующих интеллектуалов. Единственное, пожалуй, исключение — Егор Летов с его «Гражданской обороной», но он всё же стоит особняком, как редкий пример полностью прижившегося на древе отечественной культуры западного «дичка».

Сукачев начиная со времен «Бригады С» давал в чем-то схожий пример — разве что с обратным знаком — сумев найти верную интонацию и форму для подачи по сути своей исконного, народного по духу репертуара. «Оркестр пролетарского джаза», с полной духовой секцией и надрывающим глотку, как парень из слободки начала ХХ века, вокалистом на фоне вычурных современников выглядел абсолютно органичной в контексте 1980-х ретроспективной цитатой (не случайно, кстати, Сукачев начинал в группе «Перспектива», впоследствии ставшую одним из главных «двигателей» поп-ностальгии).

сукачев гарик

Гарик Сукачев во время международного рок-фестиваля в «Лужниках» в Москве, 12 августа 1989 года

Фото: РИА Новости/Игорь Михалёв

Впрочем, там, где другие «седлали волну», Сукачев сам создавал ее: так было и с «Бригадой», так было и спустя десятилетие, когда на фоне царивших на рок-сцене раздрая и растерянности, он одним из немногих сумел пробиться к массовому слушателю. Спев с ухарством настоящего рок-героя «Я милого узнаю по походке» Алеши Димитриевича, Сукачев одновременно открыл молодой аудитории глаза (и уши, разумеется) на целый песенный пласт, оставленный под спудом в постсоветские времена, а их родителям — на реальную, а не выдуманную телепродюсерами встроенность русской рок-музыки в популярную музыкальную культуру России ХХ века. Вышедшие в 1996 году «Песни с окраины» стали органичным и логичным продолжением начатого и практически сформировали повестку следующего десятилетия и для отечественного рока, и для эстрады.

«Я очень любил танцевальный джаз. Я до сих пор джаз слушаю. В тот момент слушал много Утесова, послушал Andrews Sisters, другую музыку 1950-х. Пытался доставать музыку довоенную, так что ветер дует как раз оттуда», — рассказывал Сукачев в интервью «Известиям». Эти джазовые, даже, пожалуй, эстрадные (в хорошем смысле слова) корни оказывают влияние на всё творчество Гарика до сих пор — тому свидетельство и новейший его альбом — «246», вышедший в ноябре 2019 года.

Семь, как принято говорить, неформатных песен, рассчитанных на вдумчивое слушание, а не прослушивание между делом, за рулем по радио — записанных в течение нескольких лет с международной командой музыкантов (включавшей, впрочем, и старинного друга, сооснователя «Бригады С» Сергея Галанина). Сукачев вновь доказал себе — и всем — правильность выбранного некогда пути; может быть, именно эта музыка, синкретический сплав рок-н-ролла, романса и эстрадного джаза, и должна по праву именоваться «русским роком».

В известном смысле именно Сукачев стал для русской песни тем, кем был для французской Гензбур, сумев соединить национальный мелос с даже не ритмикой, а скорее с пресловутой «энергетикой», с метафизической составляющей рок-н-ролла.

«Право на выбор»

Конечно, еще больше роднит Сукачева с Владимиром Высоцким (Гарик даже сыграл барда в эпизоде своего последнего на нынешний день фильма «Дом Солнца») — и не только тембр голоса и безудержное, почти испепеляющее жизнелюбие. Искренний, нутряной патриотизм, сквозящий почти в каждой песне Сукачева — наполняющий весь его modus vivendi, — прямо перекликается с творчеством и жизнью Высоцкого.

Стоит заметить, что для Сукачева такое состояние души было свойственно во все периоды. О своем пионерско-хулиганском детстве, с книжками про войну и дворовыми драками, он обмолвился в давнем интервью: «я был тогда совком» — нисколько, впрочем, не вкладывая в термин предполагаемого презрения. Он и сегодня остается тем же честным парнем, работягой с окраины — пускай и могущим позволить себе новенький Bentley.

гарик сукачев сергей галанин

Гарик Сукачев и Сергей Галанин выступают на музыкальном фестивале #ZBFest в Балаклаве, 4 августа 2017 года

Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко

В 1990-е, когда «любовь к отеческим гробам» казалась многим глубоким анахронизмом, он одним из немногих, кто искренне гнул свою линию. Линию любви к России и — особенно и отдельно — к Москве. В его песнях столица предстает городом почти мистическим, местами даже опасным — но без сомнения, прекрасным, зачарованным местом. Сукачеву удается избежать и рекламного славословия, и мрачного ехидства — он просто любит этот город, в котором живет.

Оттуда же, из детства, и привязанность Сукачева к военной теме; его «Праздник» (2001) остается, пожалуй, одним из самых сильных кинематографических высказываний о Великой Отечественной, сделанным лет за десять до того, как снимать фильмы о войне стало выгодно и модно.

Он не собирается останавливаться и, хотя не устает повторять, что выпал из рок-н-ролльной «обоймы», судя по заглавной песне нового альбома, имеет все шансы в нее вернуться. Хотя, может, и не захочет — ведь Сукачев из тех «кошек», что гуляют сами по себе. A real cool cat, — как сказали бы о нем в джазовых кругах 1950-х. «Наш московский парень», — как можем смело сказать мы.

Читайте также
Прямой эфир