Двадцатый век, сэр: «Аббатство Даунтон» показывает старую Англию
Наследство делит родню, прислуга плетет интриги, а ирландские националисты готовят покушение на монарха. В российский прокат выходит «Аббатство Даунтон» — полнометражный эпилог знаменитого сериала о том, как семья английских аристократов с достоинством отвечает на вызовы XX века. К своим ролям вернулся классический актерский состав, сценарий написал создатель оригинального шоу Джулиан Феллоуз, а в режиссерском кресле — один из постоянных постановщиков сериала Майкл Энглер.
Действие фильма происходит в 1927 году, примерно через полтора года после событий последней серии шестого сезона. Семейство Кроули готовится к большому событию — во время путешествия по английской глубинке на день в их доме остановится монаршая чета. Но большая честь предполагает и большую ответственность. Что на верхних этажах, что на нижних (где обитает прислуга) царит приятная суматоха, но августейший визит неожиданно обостряет целую серию давно тлеющих конфликтов. Кроме того, в непосредственном окружении Кроули против Его Величества плетется настоящий заговор. Револьвер уже заряжен и ждет своего часа.
Проблема большинства киноадаптаций популярных сериалов (а они выходят с завидным постоянством) — это, конечно, ориентация на устоявшуюся фан-базу. Но в случае с «Даунтоном» новичку будет не так уж сложно разобраться, что к чему, если в его багаже есть романы Джейн Остин или какая-то из экранизаций «Гордости и предубеждения».
Мировой успех сериала во многом основан именно на бережном воспроизводстве классических сюжетов викторианского романа — но уже в эпоху, когда этот мир строгих правил и вековых ритуалов сносит вихрем перемен. Едва ли не все исторические катаклизмы начала века стали фактом семейной жизни Кроули — от крушения «Титаника» и Первой мировой до суфражизма и подъема рабочего движения.
Интересно, что по своим драматургическим принципам сериал «Аббатство Даунтон» прямо противоположен, например, феноменально популярной «Игре престолов». Главным героем фэнтези-саги был неумолимый рок, который неизменно пускал людские судьбы по самому трагичному пути. Иной персонаж, может, и понимал, что поступает неправильно и надо бы с этой трассы свернуть, но низменные страсти или амбиции оказывались сильнее здравого смысла.
В «Аббатстве» всё иначе. Почти каждый из героев, будь то лакей или лорд, рад бы поступить неправильно — то есть не так, как велит долг или социальная норма, а так, как лучше для него. Рад бы, да в большинстве случаев не может, ведь все роли в этом театре отработаны веками и въелись в плоть и кровь вместе с замковой пылью.
И полнометражный фильм (на деле — скорее расширенная серия) — заключительный аккорд этой долгой пьесы о борьбе традиции с новшествами, в которой первая пусть и понесла потери, но выстояла и продолжает жить. Авторы постарались дать последний бенефис каждому из главных персонажей. Правда, как всегда, львиную долю внимания украла Мэгги Смит (профессор МакГонагалл из «Гарри Поттера») в роли язвительной вдовствующей графини Грэнтэм.
По двум часам, что длится финальное «Аббатство», видно, как тяжело создателю сериала Джулиану Феллоузу, потомку аристократического рода и члену Консервативной партии, далось расставание с этим царством стабильности и невозмутимого достоинства. Такой Англии, скорее всего, никогда не существовало, но ее, конечно, стоило придумать.