Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Поцелуй смертельной любви

Журналист Станислав Сергеев — об истории появления самой известной картины времен холодной войны
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В октябре 1989 года, за две недели до крушения Белинской стены, я прилетел в столицу ГДР в командировку по дружескому обмену между известинской «Неделей» и еженедельником «Вохкен пост». И попал в круговорот исторических событий.

Горячий воздух грядущих перемен можно было почувствовать уже на борту авиарейса Москва–Берлин. В шумной немецкой речи, заполнившей салон самолета, звучали два имени — Эрих Хонеккер и Эгон Кренц. Многолетнего руководителя ГДР сменил «калиф на час», первый правил страной 12 лет, второй — полтора месяца.

А Берлин в эти дни бурлил. Многотысячные стихийные колонны демонстрантов кружили по центру города. В один из них я влился в эту человеческую реку, внимая лозунгам свободы. Прошел в народной толпе по Унтер дер Линден до Бранденбургских ворот. И подошел к этому памятнику вражде, междоусобице.

Стена отчуждения, разделившая страну, народ, город, Стена страха, в течение 28 лет встречавшая каждого, кто подходил к ней, дулами автоматов из 57 бункеров и огневых точек… Отчаянных смельчаков, пытавшихся пройти через эту искусственную границу и погибавших под огнем на поражение… Немецкая «Стена Плача», к которой тайком приходили оплакивать своих близких и друзей.

На этом рубеже жизни и смерти только по официальным документам погибли 125 человек. И вот этому чудовищному «динозавру» длиной в 155 км предстояло рухнуть через несколько дней.

К августу 1990 года от этого чудовища остался только километровый «хвост». В те дни на руины Берлинской стены слетелись 114 художников из 21 страны, чтобы на этих останках запечатлеть свое виденье эпохального события — крушения зловещего символа несвободы. Среди этих художников был и наш соотечественник Дмитрий Врубель (да-да, правнук того самого «демонического» Михаила Врубеля).

Одной из лучших на импровизированной берлинской выставке была признана его картина, вскоре разлетевшаяся по миру в сотнях репродукций под названием «Поцелуй Брежнева и Хонеккера», двух апологетов «нерушимой дружбы». Смысл масштабного шаржа дополнительно поясняла подпись: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви».

За искусство надо платить. В этом лишний раз убедилась одна швейцарская фирма, которая в расчете на коммерческий успех воспроизвела картину на циферблате часов в серии «Ветер перемен». И за нарушение авторских прав заплатила Дмитрию Врубелю по суду $7,5 тыс.

Автор — журналист, ведущий Исторического клуба «Известий»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир