Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Мир
Лукашенко назвал причинами конфликта на Украине национализм и хаос в экономике
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

Общность бытия

Академик Валерий Тишков — о значении Дня народного единства для россиян
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда мы говорим о Дне народного единства, то самый важный вопрос — а кого же мы подразумеваем под словом «народ»? Речь идет не только о всех россиянах, но и о наших соотечественниках, которые живут за рубежом и имеют связь с Россией. Это более широкая общность — Русский мир — люди, объединенные прежде всего знанием русского языка, любовью к русской литературе и истории.

Понятие «российский народ» утверждалось с трудом. После распада СССР советский народ ушел в небытие, поэтому новая Россия должна была возродить понятие «российский народ» и «россияне». И его далеко не Борис Ельцин придумал. Еще Михаил Ломоносов написал трактат «О сохранении и размножении народа российского», эти термины всегда были и у Николая Карамзина, и у Александра Пушкина.

Сегодня осознание того, что мы россияне, выходит на первое место среди других форм нашей идентичности. Может быть, в республиках, например в Татарстане или Якутии, оно конкурирует по степени важности и приоритетности с принадлежностью к национальности. Но в целом в России по всем опросам более 70% граждан ставят на первое место «я россиянин, гражданин Российской Федерации». Это очень важный сдвиг, который произошел за три неполных десятилетия, в том числе благодаря усилиям, которые делает государство по линии календаря, символики, образования и массового просвещения.

Из чего же складывается наша российская идентичность, или российское самосознание? Мы не просто носители одинаковых паспортов. Мы представляем собой полиэтничную гражданскую или политическую нацию.

В Конституции написано: «Мы многонациональный народ». Но в данном случае имеются в виду нации в смысле этнокультурном. При этом в целом мы политическая общность, и поэтому говорим о национальных интересах, о национальной олимпийской команде, национальных проектах, о здоровье нации, о лидере нации, под словом «нация» подразумевая российский народ.

Это не просто политическое и гражданское сообщество, здесь есть много объединяющих с точки зрения истории ценностей. Прежде всего это сопричастность к России как стране со своим характером и обликом, самой большой в мире.

Кроме того, это ведь и государство с великой культурой — то, что вызывает чувство патриотизма, который входит в российскую идентичность. Вы не будете думать, какой национальности Валерий Гергиев или Анна Нетребко. Это общероссийская культура: драматический театр, балет, словесность, литература. Чаще употребляется термин «русская литература», потому что она на русском языке, хотя авторы самых разных национальностей. Этническая культура также важна, но она входит в состав общероссийской, обогащая ее.

Нашу общую идентичность социологи, психологи и этнологи явно зафиксировали после Олимпиады в Сочи и присоединения Крыма. Эти два события сыграли очень важную роль в росте общего патриотизма, самосознания, солидарности и единства.

При этом единство не следует понимать как единообразие. Оно должно быть в многообразии, «из многих — единое» (E pluribus unum). У нас это единство включает в себя последователей всех мировых религий — православие, ислам, буддизм, иудаизм; многоязычие — полторы сотни языков; региональное разнообразие — ценности, поведение, нормы.

Последнее, к слову, составляет еще и чувство малой родины. Но я считаю, что нет большой родины без малой. При этом чувство причастности к своему краю, месту рождения, национальности и культуре, в которой человек появился на свет, не противоречат общероссийской идентичности и патриотизму, они сосуществуют.

Я участвовал в обсуждении того, нужен ли нам новый праздник на замену 7 ноября. Сначала думали о дне Бородинской битвы, но это самое начало осени и люди еще не успели поработать, чтобы объявлять выходной день. И тогда мы вспомнили о дате окончания Смуты. Поскольку новый праздник был установлен с началом президентства Владимира Путина, то идея завершения некой смуты и несобранности, которая была у нас в 1990-е годы, резонировала с изгнанием поляков и с окончанием Смуты в русском государстве.

Признан ли праздник народом? По крайней мере, 7 ноября уже никто не отмечает. Довольно большая часть молодого поколения относится с особым вниманием к Дню народного единства и знает, что такое 4 ноября. Впрочем, любые праздники не сразу утверждаются. Например, 9 мая в 1960-е годы фактически никак не отмечался, но потом пришло новое осознание значимости Великой Победы. Религиозные праздники тоже утверждались столетиями. Новый год не всегда отмечали на Руси, а иногда даже запрещали ставить елку.

Празднование 4 ноября Дня народного единства содержит в себе большой исторический смысл, а значит, у него есть будущее.

Автор — научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН и директор Центра социальной антропологии РГГУ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир