Чип из машины: продажи SIM-карт доверили роботам
Сотовые операторы предлагают гражданам новый торговый формат –– покупку SIM-карт в автоматах. Процедура полностью автоматизирована: аппараты сами сличают личность покупателя с паспортом и «подписывают» договор с ним. Больше сотни таких устройств, установленных на ж/д вокзалах, в аэропортах, на почте и в других местах, уже позволяют купить SIM-карту, не заходя в салон связи. Преимущества новой системы в том, что продавать SIM-карты можно в таких терминалах когда угодно: они работают без перерывов, им не надо платить зарплату. Но россияне привыкли заключать контракты в салонах связи –– приучить их к новому формату будет непросто, предупреждают опрошенные «Известиями» эксперты.
Нечеловеческое подключение
Аппарат по продаже SIM-карт использует биометрическую технологию распознавания личности. Достаточно посмотреть в его камеру –– и он сличит покупателя с фотографией в паспорте, который просканирует заранее. Договор с оператором абонент оформляет, расписываясь на сенсорном экране.
Примерно за год МТС установила 100 таких аппаратов в девяти регионах России. В частности, в октябре оборудование появилось в шести московских отделениях «Почты России», рассказывает представитель оператора.
У Tele2 работает восемь SIM-терминалов с биометрической идентификацией — компания первой в России установила такой аппарат во время чемпионата мира по футболу – 2018 в аэропортах Внуково и Домодедово для подключения болельщиков, рассказывает представитель оператора. По его словам, для установки терминалов Tele2 выбирал посещаемые места –– вокзалы, торговые центры, аэропорты. Аппарат может подключить вдвое больше клиентов, чем средний салон связи в аналогичных местах, утверждает представитель компании.
В конце прошлого года «Мегафон» установил несколько терминалов в московских аэропортах — услуга автоматической выдачи SIM-карт востребована у авиапассажиров, это простой и быстрый способ выбрать оптимальный тариф, считает представитель оператора. Точное количество SIM-терминалов он не раскрыл.
Удобство SIM-терминалов для пользователей в том, что устанавливать их можно практически где угодно, работают они без перерывов и выходных, при этом получение новой SIM-карты занимает всего около двух минут, отметил представитель МТС. На вопрос о том, будет ли оператор развивать сеть такого оборудования в почтовых отделениях, он ответил, что компания рассматривает разные варианты развития этого проекта.
SIM-терминалы –– во многом экспериментальный формат для сотовых компаний, рассказывает сотрудник одной из них. Это связано, в частности, с тем, что биометрические технологии, позволяющие надежно идентифицировать абонентов, появились на рынке только в прошлом году, отмечает он. Также операторы экспериментируют с локациями аппаратов по продаже SIM-карт и ищут наиболее подходящие, проходные места.
SIM-терминал удобен простому пользователю тем, что работает без перерывов и выходных и, как правило, расположен там, где его легко найти, рассказывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В России огромная сотовая розница, но сотрудников в салонах, как правило, немного. Они заняты продажей оборудования и дополнительных услуг, поэтому, чтобы купить SIM-карту, зачастую приходится стоять в очереди, сетует он.
Но это дешевле, чем открыть салон связи, который к тому же работает с перерывами и где продавцам надо платить зарплату, считает Денис Кусков.
Переходный формат
SIM-терминалы могут пригодиться и виртуальным операторам (MVNO), считает источник «Известий», знакомый с менеджерами нескольких таких компаний. У MVNO, как правило, либо вообще нет розничных сетей, либо они крайне невелики, поэтому автоматы будут для них подспорьем, считает он.
Но в успех SIM-терминалов верят не все. Огромные розничные сети операторов и мультибрендовые салоны связи в достаточной степени насыщают рынок SIM-картами, считает руководитель проекта Content Review Сергей Половников. Не стоит забывать и о заказе SIM-карт в интернете, говорит он. Сотовый рынок в России уже насыщен, ажиотажного спроса на нем не предвидится, поэтому ниши для SIM-терминалов не просматривается, рассуждает эксперт.
Для Tele2 проект SIM-терминалов стал промежуточным этапом в процессе распространения технологии саморегистрации, говорит его представитель. Подключение через мобильное приложение основано на тех же технологиях биометрии, что и идентификация пользователя через SIM-терминал. Оператор распространяет комплекты для подключения в сети «Пятерочка», аэроэкспрессах и такси, говорит он. Получив «болванку» карты, пользователи могут самостоятельно пройти идентификацию и зарегистрироваться в сети через мобильное приложение, объясняет он.
Более перспективны и экономически эффективны не SIM-терминалы, а как раз механизмы для саморегистрации, считает представитель «Вымпелкома» («Билайна») Анна Айбашева. Компания уже разработала решения, которые позволяют зарегистрироваться со своего смартфона, говорит она. Для этого клиенту нужно будет отправить оператору фотографии паспорта и лица, сделанные в режиме реального времени, а подписать договор на услуги связи можно на экране смартфона. SIM-карты для саморегистрации можно будет получить в розничных сетях, добавила она.