Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Любовь публики к Дмитрию Хворостовскому после его смерти не угасает, и только он мог собрать аншлаги в США на советских песнях. Об этом, а также о борьбе за Ереванский оперный театр с правительством Армении и своей квартире на Кутузовском проспекте «Известиям» рассказал дирижер, заслуженный артист России Константин Орбелян. Беседа состоялась после благотворительного концерта «Дмитрий Хворостовский и друзья — детям», прошедшего в понедельник в Большом зале Московской консерватории.

— Кто из артистов присоединился к идее сделать такой благотворительный вечер?

— Друзья Димы — Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Ильдар Абдразаков и Екатерина Губанова, а также баритон из Италии Лука Сальси. Они исполнили самые известные дуэты и арии. Я и Павел Клиничев (дирижер Большого театра. — «Известия») дирижировали оркестром Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко. Сложно себе представить, что такая звездная компания собралась в одно время в одном месте. Думаю, именно Дима собрал нас вместе.

— 16 октября, в день рождения Дмитрия Хворостовского, открыли памятник певцу на Новодевичьем кладбище. Он похож на тот, что установлен в Красноярске?

— Это работа того же скульптора Владимира Усова. Но памятник немного другой. В нем есть экспрессия, которую художник уловил в образе Дмитрия.

Памятник Дмитрию Хворостовскому на Новодевичьем кладбище

Памятник Дмитрию Хворостовскому на Новодевичьем кладбище

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Ведяшкин

— Почему близкие решили разделить прах певца и захоронить его в Москве и в Красноярске?

— Родные ничего не решали. Так захотел Дмитрий. Он завещал, чтобы его похоронили на Новодевичьем кладбище и на родине в Красноярске.

— Многие сочли это странным, не по православной традиции.

Кремация — тоже не православная традиция. Дима был совершенно другой, особенный. И в жизни, и в работе он не следовал никаким традициям. Выдающаяся, совершенно самобытная фигура.

Я познакомился с ним, когда он в первый раз приехал в Соединенные Штаты. Это было в 1987 году. Ирина Архипова пригласила его тогда после конкурса имени Глинки на гастроли в Нью-Йорк. Мой педагог, пианистка Нина Светланова, первая жена великого дирижера Евгения Федоровича Светланова, была приглашена Ириной Константиновной послушать талантливого молодого певца. Я пошел вместе с ней. И когда Хворостовский запел — мы совершенно обалдели.

— Но при этом до сих пор остаются скептики, которые уверены, что у него плохая школа. Что бы вы ответили им?

— Я бы им ответил, что у гениев своя школа. Он таким родился, таким воспитывался. На тех, кто говорит, что у него было что-то не так, можно не обращать ни малейшего внимания. Дмитрий вошел в историю, он совершенно гениальный исполнитель с потрясающим голосом, с уникальной харизмой.

Дмитрий Хворостовский и Константин Орбелян

Дмитрий Хворостовский и Константин Орбелян на концерте в честь Дня Победы, 2016 год

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Не знаю, кто ему ставил голос. Но на протяжении 20 лет я наблюдал, как он серьезно и вдумчиво занимался. Дмитрий был трудоголиком. Он очень умно поступал со своим «инструментом»: никогда не перетруждал его, не перескакивал на партии, не подходящие его возможностям и возрасту. Первый раз «Риголетто» он спел в 38. Причем решил это сделать не на большой сцене, а в камерной «Новой опере». Хворостовский был очень последовательным, системным певцом.

— Во времена, когда в мире настороженно относятся ко всему российскому, Дмитрий Хворостовский был миссионером от культуры. Можно сказать, что это оценили на родине?

— Правительство России присвоило имя Дмитрия Хворостовского аэропорту в Красноярске. Также его имя теперь носит оперный театр и музыкальный институт, где он учился. Если еще что-то сделают, будет прекрасно. Думаю, лучшего музыкального посла доброй воли за последние 20 лет не было.

Оперный певец — не политик, он ездит по миру и поет. Дмитрий Хворостовский сумел сделать то, чего от него не ожидали: покорил мир песнями Великой Отечественной войны. Этот очень русский проект мы с ним впервые представили в Кремле в 2003 году. На Западе советские патриотические хиты практически не знали. Но на выступлениях Хворостовского были переполненные залы, и это — достойное приношение памяти отцов и дедов.

В 2005 году, к 60-летию окончания войны, мы сделали тур по России и Европе. Военные песни слушали в Лондоне, Париже и других городах. А затем прошли гастроли по США и Канаде.

— Шла эмигрантская публика или американцы?

— Все шли, потому что это было в лучших абонементах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско. Мы выступили на самых крупных площадках. Возможно, зрители шли на имя Дмитрия Хворостовского, особенно не вникая в программу. Но разочарования не было. Мало кто из певцов может давать турне с сольными концертами. Я не знаю таких, чьи выступления соберут аншлаги на 17 ведущих площадках Америки. При этом люди шли слушать неизвестную русскую музыку, а не интернациональные оперные хиты.

Дмитрий Хворостовский и Константин Орбелян

Дмитрий Хворостовский и Константин Орбелян на международном музыкальном фестивале «Чешский Крумлов», 2012 год

Фото: Global Look Press/CTK Photo/David Veis

— 6 ноября в Московской консерватории вы даете концерт с Асмик Григорян. Когда-то ее отец, народный артист Армянской ССР, возглавлял Ереванский театр оперы и балета, которым руководите сейчас вы. Это благодарность родителю?

— Так спланировать совершенно невозможно. Когда в 2016 году скончался гениальный тенор Гегам Григорян, правительство Армении пригласило меня стать худруком театра. Через несколько месяцев решили, что я должен занять и пост директора.

Асмик Григорян — уникально одаренная певица и актриса. Это какой-то космический голос. Я знаю ее с детства. Она выросла в Вильнюсе в потрясающей семье. Папа — Гегам Григорян, мама — литовская сопрано Ирена Милькявичюте.

Асмик впитала лучшее от своих родителей. В 2015 году ее заметил Дмитрий Хворостовский и пригласил спеть с ним в опере Рубинштейна «Демон» в Москве. А недавно она покорила чопорную взыскательную публику Зальцбурга в «Саломее» Рихарда Штрауса.

— Вы два года уже руководите Ереванским театром оперы и балета. Но вдруг вокруг вашего назначения разразился судебный скандал. В чем причина?

В министерстве культуры Армении мне сказали: «Мы решили, что вас нелегальным образом назначили на пост директора. Можете подать заявление об уходе». Я говорю: «Нет. Если вы считаете, что нелегитимно, так сделайте легитимно». Тем не менее меня уволили, и тогда 5 тыс. человек в Ереване вышли на площадь перед офисом премьер-министра и потребовали вернуть меня.

Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян

Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян на репетиции оперы «Демон» на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского, 2015 год

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— Он этого не сделал, и вы подали в суд, верно?

— Да, и в итоге я выиграл. 8 октября было решение суда, чтобы меня восстановить, аннулировать приказ и.о. министра Назени Гарибян о моем увольнении с поста директора и восстановить на работе. У них есть 30 дней на апелляцию. Ждем до 8 ноября.

— На театре это как-то отразилось?

— Когда новые власти решили снять меня с должности директора театра, спонсоры тут же ушли из театра. Деньги-то давали под меня.

Оперный театр — дорогое удовольствие для страны, 700 человек сотрудников. Когда я приступил к работе, под свое имя искал для театра деньги. Там было устаревшее световое оборудование — его поменяли. В музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко я взял в аренду спектакль «Манон» Массне. В Большом театре приобрел декорации и костюмы балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна. За последний год в Ереване состоялось восемь премьер. Для сравнения, за предыдущие 17 лет театр увидел лишь четыре премьеры.

— Мы с вами встречаемся в вашей московской квартире. Она раньше принадлежала многолетнему председателю КГБ СССР, генсеку Юрию Андропову. Как она у вас появилась?

— Совершенно случайно. Здесь до меня жил выдающийся пианист Николай Петров. Мы как-то с ним разговорились, и он сказал: «У меня есть квартира на Кутузовском, и она мне уже не нужна. Я хочу ее продать». А супруга Николая Арнольдовича Лариса Григорьевна поддержала: «Константин, ты должен ее купить. Тебе это будет очень интересно». Я пришел, посмотрел и понял, что мне она нужна. Не для себя, а для отца. Чтобы он зашел в квартиру председателя КГБ.

Константин Орбелян в своей квартире

Константин Орбелян в своей квартире

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Почему это было вам важно?

Мой дед Агапарон Орбелян был расстрелян на Лубянке в 1938 году. Бабушка сидела в АЛЖИРе — Акмолинском лагере жен изменников Родины. Для моего отца было важно оказаться в этой квартире.

В 2004 году мы с Дмитрием в первый раз выступали на Красной площади. На этот концерт папа с мамой прилетели из Америки. И когда я им предложил проехать со мной на Кутузовский проспект, он еще ничего не подозревал. Но надо было видеть глаза отца, когда он поднялся в квартиру и я сказал ему, чья она.

— Вам нравится в этой квартире?

— Да. Здесь очень хорошо. Всё осталось так, как было при прежних хозяевах. Я лишь привез мебель из родительского дома. Кстати, этажом ниже жил Брежнев, там внучка его сейчас живет.

Справка «Известий»

Константин Орбелян родился в США, окончил Джульярдскую высшую музыкальную школу в Нью-Йорке. С 1991 по 2009 год возглавлял Государственный академический камерный оркестр России. В 2000 году начал работу с Дмитрием Хворостовским. В 2003-м стал первым иностранцем, получившим звание заслуженного артиста России. С 2016-го — худрук и директор Театра оперы и балета Армении. Кавалер ордена Дружбы. Трехкратный номинант на Grammy.

Читайте также
Прямой эфир