
Дважды в одну сделку: договору по Brexit прочат провал в палате общин

Обновленное соглашение Соединенного Королевства с Евросоюзом по Brexit может не получить одобрение британского парламента, а это значит, что на повестке вновь окажется риск обвального выхода. К такому выводу пришли опрошенные «Известиями» эксперты. За две недели до «развода» европейские лидеры все-таки договорились по проблемному вопросу британо-ирландской границы и одобрили модифицированную версию соглашения. Однако этот компромисс не устраивает большинство британских политических партий и, самое главное, Ольстер, который, согласно договоренностям, после выхода будет окружен границами с двух сторон.
Две прозрачные границы
17 октября на саммите в Брюсселе лидеры стран Евросоюза согласовали новый вариант сделки по выходу Британии из объединения. Для премьер-министра страны Бориса Джонсона это решение имело принципиальное значение, поскольку в глазах британских избирателей он сделал невозможное — убедил Евросоюз трансформировать соглашение вопреки его категорическому отказу вносить какие-либо изменения. На какой компромисс пришлось пойти премьеру, раз 27 лидеров с удовлетворением одобрили сделку, видимо, уже не так важно.
Стороны изменили лишь пункт о британо-ирландской границе. Все остальные аспекты должны остаться в том виде, в каком их согласовала предшественница Джонсона Тереза Мэй. 64-страничный протокол, трансформирующий сделку, предполагает, что Северная Ирландия останется в едином рынке товаров ЕС и получит особый статус в отношениях с Евросоюзом. При этом будет введен контроль товаров, поступающих из остальной части Великобритании в Ольстер, а на его границе с Республикой Ирландия не будет никакой пограничной инфраструктуры. При этом продление протокола после 2025 года на срок от четырех до восьми лет будет возможно только с согласия большинства в Ассамблее Северной Ирландии.
Таким образом, у нее появятся две номинальные границы и она фактически станет буферной экономической зоной, проводником между Евросоюзом и Соединенным Королевством.
— Речь идет о том, чтобы режим в Северной Ирландии отличался от остальной территории Соединенного Королевства, — пояснила «Известиям» глава Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. — После публикации условий сделки возникли определенные трудности с другими политическими движениями. Поэтому, даже несмотря на одобрение сделки Брюсселем и Лондоном, еще не факт, что она пройдет через британский парламент.
Правительство Джонсона пошло на существенные уступки, которые оказались единственно возможным вариантом, считает завкафедрой интеграционных процессов МГИМО Николай Кавешников. Однако, как отметил в беседе с «Известиями» эксперт, перспективы одобрения сделки в палате общин вызывают большие вопросы — хотя бы потому, что по теме Brexit британский парламент расколот на много групп.
Камнем преткновения в переговорах Соединенного Королевства и Евросоюза по Brexit стал вопрос границы между Республикой Ирландия (самостоятельное государство — член Евросоюза) и Северной Ирландией (административно-политическая часть Соединенного Королевства).
Четвертый провал?
Теперь решить, насколько для Британии приемлемы новые условия Brexit, должны члены парламента королевства. На голосовании 17 октября члены палаты общин к неудовольствию правительства предоставили себе право вносить в соглашение поправки — вплоть до самых радикальных. Дебаты парламентариев по этой теме пройдут 18 октября, а на следующий день депутатам предложат проголосовать за обновленный договор. В британском правительстве убеждены: стороны достигли «великолепной сделки» и теперь парламентарии должны ее одобрить с тем, чтобы страна наконец смогла двинуться дальше.
Насколько велика поддержка Бориса Джонсона в палате общин — еще большой вопрос. Глава оппозиционных лейбористов Джереми Корбин уже заявил, что новое соглашение «даже хуже, чем сделка», которую достигла Тереза Мэй и которую в парламенте похоронили трижды. Первый министр Шотландии, в 2016 году проголосовавший против Brexit, и лидер Шотландской национальной партии Никола Стёрджен также сказала, что новое соглашение подразумевает более тяжелые условия выхода.
Решающую роль в голосовании сыграет Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии (ДЮП), которая ратует за то, чтобы Ольстер был частью Соединенного Королевства. От этого движения в палате общин заседают всего 10 политиков, однако именно они обеспечивают большинство правящей Консервативной партии, которая после досрочных выборов 2017 года утратила свои позиции в парламенте. Однако представители ДЮП уже ясно дали понять: голосовать за сделку Бориса Джонсона они не будут, поскольку она, по их мнению, нарушает неприкосновенность Белфастского соглашения 1998 года. К этому надо добавить, что в начале сентября из Консервативной партии исключили 21 депутата, которые выступили категорически против политики правительства по теме Brexit, — этот факт также снижает шансы сделки на одобрение.
Если парламент провалит и это соглашение, то в соответствии с принятым 9 сентября законом Бенна правительство будет обязано запросить у Евросоюза еще одну отсрочку (по меньшей мере до 31 января 2020 года). Отказ от этого может обернуться для Бориса Джонсона судебным преследованием, поэтому при всем его нежелании он будет обязан это сделать. Многие задаются вопросом: зачем сторонам еще одна, уже третья по счету, отсрочка?
— Если договор Терезы Мэй можно назвать планом А, соглашение Бориса Джонсона — планом B, то я не верю в то, что вне поля зрения кого бы то ни было существует план С, — подчеркнул собеседник «Известий» в Вестминстере.
При этом Европейский совет может отказаться в очередной раз отложить выход. В этом случае исход Brexit будет предопределен — 31 октября 2019 года Британия покинет Евросоюз без сделки. По мнению Николая Кавешникова, если истинная цель Бориса Джонсона заключается в том, чтобы завершить Brexit любой ценой, то отказ Брюсселя перенести дату станет тем, чего Лондон и добивался — тогда ответственность за катастрофические последствия обвального выхода можно будет возложить на Брюссель.