Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Светит Пушкин, светит ясный: в Петербурге почтили «солнце поэзии»

Музыкально-поэтическая композиция в постановке Вениамина Смехова представила «наше всё» в перекрестье мнений
0
Фото: Пресс-служба фестиваля Dance Open/Владимир Черенков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии вспыхнуло «солнце русской поэзии». Без малого два часа оно нежило, согревало, ослепляло многочисленную публику. Градус воздействия регулировал сценарист и режиссер музыкально-поэтической композиции «Веселое имя Пушкин» Вениамин Смехов. Соавторами народного артиста стали Алексей Кортнев, Светлана Сурганова, Дмитрий Высоцкий, Анна Геллер и Сергей Чекрыжов. «Известия» оценили масштаб события.

Спектакль (автор идеи и продюсер Екатерина Галанова) сделан в рамках проекта «Пушкинский Петербург в зеркале культуры», но выходит за городские рамки прежде всего значимостью главной фигуры и грамотностью подачи. От темы ничто не отвлекает. Оформление (художники Владислав Фролов, Екатерина Краковская) лишь обозначает эпоху. Несколько манекенов в исторических костюмах. Рояль. Экран, куда проецируются письма, рукописи, рисунки, портреты. Пушкин от первого лица (стихи, проза, письма, романсы, арии) чередуется с тем, что принято называть «о Пушкине».

Хотя поэт давно и необратимо наречен «нашим всем», степень увлеченности им у граждан различна. Кто-то считает себя пушкиноведом, кто-то любит, выглянувши поутру, вспомнить про «мороз и солнце». Есть и те, кто, подобно булгаковскому Никанору Ивановичу, связывает с Александром Сергеевичем исключительно бытовые ситуации: «А за квартиру Пушкин платить будет?» В любом случае, а их великое множество, у каждого свой Пушкин и свои о нем представления. Спектакль постарался учесть их по максимуму, но ровно настолько, чтобы вдохновение от услышанного не перешло в зевоту пресыщения.

В годы посмертной славы о Пушкине не высказался только ленивый, а среди прилежных литераторов оказалось немало тех, кто и сам внес немалый вклад в русскую словесность. Александр Блок дал композиции название: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Максим Горький отметил, что Пушкин первый почувствовал: литература — национальное дело первостепенной важности. Владимир Набоков поведал о муках переводчика — «как только берешься за перо, душа этой поэзии ускользает». Николай Гоголь проник в суть пушкинского метода, состоящего в «чрезвычайной быстроте описания и в необыкновенном искусстве немногими чертами означить весь предмет». Марину Цветаеву ранили в живот «вместе с Пушкиным». Достоевский восхитился его «всемирной отзывчивостью». Дмитрий Писарев не отказал себе в удовольствии пнуть гения, объявив его «просто великим стилистом». Услышать эту внутрицеховую полемику, а она развернута с почти научной основательностью, любопытно не только пушкиноведам.

Не менее органично в пантеон афоризмов вошли цитаты литературных героев, чьими устами предпочли высказаться Михаил Булгаков, Венедикт Ерофеев и Михаил Зощенко. Вот «непостигающий» поэт Рюхин: «Что-нибудь особенное есть в этих словах — «Буря мглою… »?! Пьяненькая путешественница Дарья: «Расскажу, как мне за того Пушкина аж четыре передних зуба выбили…». А вот докладчик из «Пушкинских дней», заклеймив «темную профессию» поэта, оправдывает переход авторов композиции к вокалу: «Певцы как-то даже больше радуют. Запоют, и сразу видно, какой голос…»

Голоса у актеров хорошие. Кортнев и Сурганова — профессионалы в этом деле. Так что поют в спектакле много: и сольно, и в ансамбле. Более того, подводят под пение теоретическую базу. Есть в тексте цитата Петра Ильича Чайковского, объявляющего стихи Пушкина чистой музыкой. С соавтором поэта трудно не согласиться, особенно слушая участников композиции. Читают в основном известные вещи, соответствующие заявленным темам: лицей, Петербург, декабристы, Гончарова, миссия поэта... Но делают это с таким наслаждением, будто только что их для себя открыли. По мысли героя Зощенко, «такой чистосердечный подход еще более приблизит к нам образ великого поэта». И ведь не обманул — действительно приблизил.

Читайте также
Прямой эфир