Море волнуется: почему «Транснефть» стремится ограничить буксирный рынок
Приморский торговый порт (ПТП) в Ленинградской области оштрафовали на 185 млн рублей. Суд признал законными требования Федеральной антимонопольной службы. По данным ведомства, компания — «дочка» «Транснефти» — ограничивала конкуренцию в морской гавани и навязывала судам невыгодные услуги по буксировке. Специалисты опасаются, что примеру ПТП могут последовать и более мелкие игроки рынка. Подробнее о ситуации — в материале «Известий».
Штрафы
В марте ФАС назначила порту два штрафа на общую сумму 430 млн рублей. Один — за создание препятствий для доступа на товарный рынок, второй — за навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Суд согласился с антимонопольной службой по первой претензии, а вторую рассмотрит позже.
ПТП — стопроцентное дочернее предприятие компании «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). Оба порта входят в группу «Транснефти», и оба включены в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах.
Жалобы на ПТП поступили от компании «Роснефтефлот» — «дочки» «Роснефти». До января 2018 года предприятие занималось буксировкой и швартовкой морских судов в портах Новороссийска (Краснодарский край) и Приморска (Ленинградская область). С начала 2018-го «Роснефтефлот» фактически лишился возможности оказывать эти услуги.
В обход законов
Проблемы у «Роснефтефлота» начались, когда порты ввели «Руководство по обработке судов на морских терминалах. Документ устанавливал жесткие требования к буксирам, оборудованию и команде экипажей. Как выяснилось при проверке ФАС, всем требованиям соответствовали только суда «Транснефти» и связанных с ней компаний.
ПТП и НМТП объяснили появление регламента соображениями безопасности — по их версии, собственные буксиры лучше справляются с работой. Но, по сути, документ устранял конкурентов: другие компании-стивидоры не могли оказывать услуги входящим в порты судам. ФАС расценила это как нарушение.
«Ленинградским УФАС установлено, что общество [ПТП] сознательно шло на нарушение антимонопольного законодательства, игнорируя наши предписания, и вытесняло с рынка буксирные компании. Эти действия привели к причинению значительных убытков АО «Роснефтефлот» и получению существенного дохода ООО «ПТП» и аффилированных лиц — АО «СФП» и АО «Транснефть-Сервис», — отметил врио замруководителя ведомства Руслан Абейдуллин.
ФАС обязала ПТП и НМТП исправить ситуацию, но компании пошли на нетривиальные шаги. «Руководство по обработке судов на морских терминалах» было отменено. Вместо него появился новый документ — с другим названием, но по сути такой же.
Заразительный пример
Действия компаний вызывают опасения не только у «Роснефтефлота», который терпит убытки. Игроки рынка опасаются, что стремление «Транснефти» к монополии станет заразительным примером для других стивидоров.
К примеру, в Приморске и Новороссийске участились случаи, когда владельцы терминалов настаивают на буксировке своими судами. Об этом «Известиям» рассказал источник в отрасли.
«Буксировка судов, особенно крупных, — дорогостоящая услуга. Достаточно пригрозить владельцу судна, что он встанет в длинную очередь, если не
воспользуется твоими буксирами, — и деньги в кармане. Судовладельцы не желают терпеть убытки из-за простоя, а другим буксирным компаниям очень сложно доказать ограничение конкуренции в судах», — пояснил собеседник издания.
По его словам, пример с «Транснефтью» может расшатать весь российский рынок буксирных услуг. «Стивидоры увидели, что можно получать высочайшую прибыль, беспардонно игнорируя российское законодательство. Ведь судебные процессы идут годами, а прибыль поступает в карман уже сейчас. Необходимо, чтобы суд и соответствующие надзорные органы приняли меры», — считает собеседник «Известий».
Золотая жила
Искусственное ограничение конкуренции в портах со стороны «Транснефти» происходит не в первый раз. Стивидорный бизнес — высокодоходный и стабильный, делиться прибылью крупный игрок не хочет.
НМТП — крупнейший портовый оператор в России и третий в Европе. «Транснефть» несколько лет вела борьбу за него ради создания полноценной транспортной монополии. При этом компания — уже естественный монополист в сфере транспортировки нефти.
Для мирового рынка создание подобного «транспортного монстра» — нонсенс. Ни одна компания в мире не объединяла в себе трубопроводную и портовую инфраструктуры. Напротив, все страны стремятся к максимальному дроблению активов, способствуя развитию здоровой конкуренции и рыночного ценообразования.